Безопаснее, но дороже: как изменились с 1 сентября поездки в такси для нижегородцев

Эксклюзив

Разбираемся в новом законе и его последствиях

Фото Безопаснее, но дороже: как изменились с 1 сентября поездки в такси для нижегородцев - Новости Живем в Нижнем
Фото: freepik.com

С 1 сентября в России ужесточились требования к службам такси и водителям. Теперь для того, чтобы заняться извозом, шоферу необходимо получить разрешение на работу. Службы заказа машин и агрегаторы будут нести ответственность за жизнь пассажиров наравне со своими сотрудниками, а для рабочих автомобилей придется оформить специальный страховой полис. Кроме того, ФСБ и МВД смогут запрашивать информацию о поездках в целях предотвращения или раскрытия преступлений. О том, почему стать таксистом станет сложнее, и как нововведения повлияют на стоимость поездок, корреспондент «Живем в Нижнем» разбирался вместе со специалистами.

Как получить разрешение на работу в такси?

Одно из главных новшеств закона – необходимость получать разрешение на работу в такси. Предполагается, что водители должны обратиться с заявлением в контролирующий орган (в какой именно – пока неизвестно). Ранее соответствующий вопрос можно было решить через портал «Госуслуги», сейчас этот сервис недоступен.

В пресс-службе Заксобрания Нижегородской области порталу «Живем в Нижнем» объяснили, что в связи с появлением ФЗ в регионе разработали новую редакцию закона о работе такси. Документ будет регламентировать полномочия органов, которым предстоит следить за исполнением актуальных требований. Кроме того, региональные власти вправе решать, вводить ли дополнительные требования к цвету автомобилей такси.

Кто не сможет работать в такси?

Законотворцы ввели несколько требований к таксистам: во-первых, у них не должно быть судимостей за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. К списку тех, кого не допустят к работе, добавили и судимых за преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства. Другими словами, террористы и экстремисты заниматься извозом на легальных условиях теперь не смогут.

Во-вторых, доставлять пассажиров из пункта А в пункт Б не смогут и те, кто не сдал экзамен на знание месторасположения региональных объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных учреждений. В-третьих, в такси не пустят водителей с тремя и более неоплаченными штрафами за ПДД (исключения составляют те случаи, когда постановления не вступили в законную силу в течение двух лет). Наконец, разрешение не выдадут тем, кого повторно лишали прав и (или) арестовывали за административные нарушения в сфере дорожного движения, т.е. до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока действия такого наказания.-hF4agtJzd4.jpg

Кто теперь несет ответственность за безопасность клиентов?

В соответствии с нововведениями отвечать за жизнь пассажиров будут как водитель, так и служба такси или агрегатор. Как пояснил юрист из нижегородской юридической фирмы «Тимофеев/ Черепнов/ Калашников» Артем Сидельников, последние теперь не смогут избежать ответственности, указывая, что они являются лишь информационными посредниками.

Кроме того, для работы в такси нужно будет оформить специальный полис ОСАГО, расходы на который значительно ударят по карману служб такси и водителей.

- Стоимость полиса ОСАГО для такси в разы дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия. Для самозанятых водителей стоимость страховки может превышать средний месячный доход от деятельности такси, - рассказали в пресс-службе такси «Максим».

В этом и состоит одна из главных проблем, которые могут возникнуть из-за нового закона: отсутствие у самозанятого водителя такого договора страхования является основанием для приостановки и последующего аннулирования его разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа. Получается, что таксисты без специального полиса просто лишатся работы.

Как новый закон отразится на водителях?

В пресс-службе сервиса заказа такси «Максим» нам рассказали, что самозанятые водители только с 1 сентября начали получать разрешения на осуществление деятельности. На данный момент не все шоферы, которые хотят работать легально, обратились в соответствующие органы для получения документов. Согласно экспертным оценкам, требования нового закона не смогут выполнить до 90-95% желающих заниматься извозом. Таким образом, многие попросту лишатся возможности зарабатывать деньги, доставляя клиентов домой и на работу.

При этом юрист Артем Сидельников отмечает, что новый закон был принят 29.12.2022, а вступил в силу с 01.09.2023.

- Скорее всего, такая отсрочка в 8 месяцев предполагала возможность для участников рынка подготовиться к изменившимся требованиям и учесть их в своей деятельности, - говорит юрист.

Выросли ли цены?

- Есть вероятность того, что в ближайшее время можно будет наблюдать повышение цен на услуги такси. В то же время поездка в такси станет более безопасной, - комментирует юрист последствия введения нового ФЗ.

По наблюдениям корреспондентов «Живем в Нижнем», цены на услуги такси существенно выросли в начале осени. Так, например, поездка в час дня в Нижнем Новгороде от станции метро «Горьковская» до улицы Родионова в начале июня во время повышенного спроса стоила 165 рублей. Стоимость этого же направления в сентябре в это же время составила 210 рублей без повышенного спроса. Погодные условия были примерно одинаковые. Или, например, поездка от Пушкинского парка на Родионова еще июльским утром стоила 135 рублей. Ровно в те же часы в сентябре на этом же направлении таксисту нужно было отдать 196 рублей.

При этом службы такси не связывают повышение цен с новым законом. Так, в пресс-службе «Максим» нам ответили, что подорожание связано с ростом цен на топливо, запчасти, ремонт и т.п. Однако в перспективе не исключается увеличение стоимости поездок и из-за ужесточения законных требований, в частности, из-за получения новых страховых полисов.

- Сервис уже зарегистрировал юридические лица во всех регионах присутствия. Пока это все прямые издержки, которые понес сервис. Размер непрямых издержек оценить сейчас трудно, - говорят в пресс-службе «Максим».B3X1bjvekUU.jpg

Прозрачная работа

По оценке юриста, разобравшего все новшества федерального закона, поездки в такси для граждан станут безопаснее.

- Как следует из пояснительной записки, цель закона – упорядочить деятельность растущего рынка такси, устранить существующие коллизии и создать регулирование, отвечающее современным реалиям. Одним из ключевых вопросов является ответственность агрегаторов (служб заказа) такси таких как «Яндекс.Такси», Uber, «Максим», «Ситимобил». Самое основное – это то, что новые требования позволят пассажирам получать наиболее полную и прозрачную информацию о такси, - говорит Артем Сидельников.

Также новый закон предусматривает создание трех реестров:

  •  Реестр перевозчиков. В нем будут содержаться сведения, связанные непосредственно с перевозчиком, например, об электронном разрешении на перевозку.
  •  Реестр такси. Здесь будут данные о транспортных средствах.
  •  Реестр служб заказа такси. Сюда включат адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.

Всю информацию из реестров можно будет увидеть на сайте уполномоченного органа или высшего исполнительного органа субъекта РФ. Службы заказа такси будут обязаны ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ машины будет возможен при следующих условиях:

  • информация о разрешении есть в реестре перевозчиков, при этом разрешение не приостановили и не аннулировали;
  • сведения об автомобиле перевозчика есть в реестре такси.

Номер записи в реестре перевозчиков должен быть размещен в салоне такси, чтобы пассажир мог его видеть.

Передача данных в ФСБ и МВД

Теперь служба безопасности и полиция сможет требовать у служб такси и агрегаторов информацию о поездках. Правоохранители имеют на это право в рамках расследования уголовного дела или проверки сведений о преступлении. В свою очередь, перевозчики обязаны будут вести журналы поездок, в которых содержатся ФИО пассажира, его номер телефона, место и время отправления и высадки, данные автомобиля. При этом ФСБ сможет иметь удаленный доступ к такой информации в круглосуточном режиме, а вот МВД будет получать интересующие данные только по запросу.

Новый вид поездок

С 1 сентября в различных службах такси и агрегаторах появились новые виды перевозок. Например, «Максим» ввели «аренду автомобиля с водителем». При заказе нужно будет ввести свои данные.

- Заказы по тарифам «Эконом», «Комфорт», «Бизнес», «Компактвэн», «Минивэн» выполняются по договору аренды транспортного средства с экипажем, предусмотренному Гражданским кодексом РФ (ст. 632, 633). Этот вид перевозок не является такси. По каждому такому заказу заключается письменный договор аренды между пассажиром и водителем, для этого пассажирам и нужно указать Ф. И. О., - пояснили в пресс-службе сервиса.

При этом представители «Максим» отметили, что введение личных данных никак не связано с тем, что ФСБ и МВД смогут затребовать такую информацию.

В сервисе «Яндекс. Go» подобный вид перевозок называется «поездки по заказу».

 

Как видно, новый закон доставил определенные неудобства как перевозчикам и водителям, так и самим пассажирам. Службы такси только начинают вносить информацию в специальные реестры, а водители – получать разрешение на работу. При этом представители рынка считают, что подавляющее большинство перевозчиков не смогут выполнить все требования законотворцев, а значит, кого-то нововведения оставят без подработки, кого-то – без средств к существованию. За повышение безопасности поездок, по всей видимости, придется платить пассажирам. Если же к «перекладыванию» расходов на клиентов добавится нехватка водителей, о доступном такси можно будет забыть. Вырастут ли цены на поездки в течение ближайшего месяца или до конца года, - покажет время.

новости сегодня, Нижний Новгород, такси, закон