Александр Горбаченко: «Нижний Новгород хорош по уровню киберспортсменов»

Региональный чемпионат по киберспорту пройдет в Нижегородской области.

Фото Александр Горбаченко: «Нижний Новгород хорош по уровню киберспортсменов» - Новости Живем в Нижнем
Фото: из личного архива Александра Горбаченко

Гендиректор Межконтинентальной киберспортивной лиги и экс-президент Федерации компьютерного спорта РФ Александр Горбаченко рассказал порталу «Живем в Нижнем» о компьютерном спорте в Нижегородской области, пользе игр и о том, как стать киберспортсменом.

- Как обстоит ситуация с киберспортом в Нижегородской области?

- Совсем недавно, летом 2023 года, Нижегородская область принимала финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Он прошел очень даже неплохо, выиграла команда Российского технологического университета из Москвы. Что касается сегодняшнего дня, то я наблюдаю не очень большую активность. Недавно анонсирован чемпионат Нижегородской области по компьютерному спорту. Планирую за ним понаблюдать, но на сегодняшний день уже известно, что он пройдет в онлайне. 

Признаюсь честно, я не понимаю, зачем на региональном уровне проводить соревнования полностью в дистанционном формате. В городе хорошая инфраструктура, которая позволяет проводить LAN-турниры (очные соревнования). Возможно, офлайн-турниры предполагают меньшее количество участников, но это более высокий уровень и более высокая мотивация спортсменов. Более того, в рамках очных соревнований можно организовать так называемые mix турниры. Это когда игрок, не имея команды, но соревнующийся в командных видах программы, может прийти на площадку и зарегистрироваться в частном порядке. Из таких одиночных участников организаторы формируют команды. Конечно, это немножко другой уровень сыгранности, но на региональном этапе такой формат позволяет создать полноценный дивизион. Самое главное – из этих mix команд позднее могут сформироваться постоянные коллективы.

- Часто ли спортсмены из Нижнего Новгорода и области выходят на федеральный уровень?

- За период моего руководства Федерацией компьютерного спорта России Нижний Новгород был всегда неплох с точки зрения уровня спортсменов. В свое время, когда у нас существовала Национальная профессиональная киберспортивная лига (НПКЛ), в ней даже была команда из Нижнего Новгорода. Это была одна из первых профессиональных киберспортивных команд России, но, к сожалению, со временем все кануло в Лету.

- Чем занимается Межконтинентальная киберспортивная лига, которой вы руководите?

- МКЛ функционирует как международный турнирный оператор (организатор соревнований по компьютерному спорту). Сейчас мы сосредоточены на развитии соревновательных проектов в рамках интернет-сообщества «Виртуальный пилот». На данный момент проходит квалификация кубка «ВиРАЖ», это виртуальные авиационные гонки. Кроме того, сейчас готовится турнир BFM – дуэльные соревнования авиационных симуляторов. Мы также занимаемся консультированием различных проектов.

- Какова ситуация с российским киберспортом в целом?

- Нам есть куда стремиться. Я не очень понимаю стремление перевести все соревнования по компьютерному спорту в онлайн, только маленькая часть выходит в офлайн. Мне кажется, что нужно опираться на инфраструктуру, развивать очные турниры. Только так получаются высоко мотивированные спортсмены. К сожалению, некоторые коллеги упираются в историю про большие цифры. Мне кажется, от этого нужно уходить.

- Как повлияет на отечественный компьютерный спорт приостановление членства России в Международной федерации киберспорта (IESF)?

- На внутрироссийский киберспорт это никак не повлияет. На сегодняшний день участие России в международных соревнованиях сводится к тому, что команду формируют под одно конкретное мероприятие. Это не системная деятельность, поэтому не думаю, что такое решение как-то критично скажется. Исключение России из IESF – это в большой степени игры функционеров, которые мало касаются спортсменов.

- Как сегодня можно стать киберспортсменом?     

На самом деле, стать киберспортсменом можно очень просто. Являясь геймером, вы в какой-то момент времени приходите к выводу, что ваш игровой уровень достаточно высок для того, чтобы попробовать себя в соревновательной деятельности. Далее вам нужно найти те соревнования, в которых вы могли бы участвовать. Самое главное, что отличает профессионального спортсмена, - это то, что он не остановится, даже если проиграет. Он будет пробовать дальше и развиваться.

- Чем киберспорт отличается от гейминга?

- Геймингом люди занимаются в свободное время. Он в большей степени нацелен на общение с людьми и получение удовольствия от игры. Конечная цель – это победа как в гейминге, так и в киберспорте. Однако любителя проигрыш не приводит к какому-то большому расстройству. Профессиональный компьютерный спорт – это система подготовки и стремление стать чемпионом.

- Есть ли какие-то возрастные рамки для того, чтобы начать заниматься киберспортом?

- У каждой игры есть свой возрастной рейтинг. Если говорить о соревнованиях, то есть официально установленный возраст, с которого игрокам можно принимать участие, - 14 лет. Существуют дисциплины, в которых возрастное ограничение 16+ и 18+. Так как в соревнованиях используется мультимедийная продукция – видеоигры, приходится учитывать возраст спортсменов.

- До сих пор есть люди, которые рассматривают компьютерные игры как нечто негативное. Чем могут быть полезны видеоигры?

- Безусловно, каждый имеет право на собственное мнение. Для того, чтобы разобраться в какой-то сфере, нужно уделить этому достаточно много времени. У людей может этого времени не быть, поэтому они воспринимают киберспорт как некую эмоцию либо опираются на стереотипы. На самом деле, компьютерные игры - это очень неплохой инструмент развития когнитивных способностей. Когда мы играем, у нас всегда возникает новая ситуация. Компьютерные игры развивают реакцию, и мозг начинает работать быстрее. Кроме того, при игре в команде человек постоянно взаимодействует с тиммейтами. Это достаточно неплохая площадка для коммуникации и изучения языков. 

Например, на кафедре теории и методики компьютерного спорта существует традиция. Студенты первого курса получают автомат по английскому языку, потому что осваивают язык еще в школе во время гейминга. Основная претензия к компьютерным играм – это то, что человек постоянно находится в сидячем положении. Однако сессионность игр всегда дает возможность прерваться и уделить время физической активности. Уже доказано, что для того, чтобы добиться высоких результатов в киберспорте, необходимо чуть ли не в равной степени уделять внимание своей физиологии. Если посмотреть на действующих чемпионов различных международных и российских турниров, то большинство из них в порядке с точки зрения физической формы. Конечно, они не смогут стать чемпионами мира по легкой атлетике, но это им и не нужно, они реализуются в другой сфере.

- Вы приехали в Нижний Новгород на презентацию игры «Смута» и приуроченный к ней исторический фестиваль. Как бы вы могли описать игру?

- Это очень крутой проект, такого уровня проектов в этом жанре уже достаточно давно не выходило. Важно отметить, что у таких игр огромная международная аудитория – десятки миллионов людей. В нее будет интересно поиграть, чтобы почувствовать атмосферу Смутного времени. У проекта были отличные консультанты по исторической части, поэтому с точки зрения истории в игре все точно реализовано.

crop-image-online.com_1712302840_ДухникJPG_NpRpn1UR.jpg

Фото: Никита Духник /пресс-служба правительства Нижегородской области 

новости сегодня, киберспорт, Нижегородская область