«Цена уже кусается»: что будет с авторынком в 2024 году

Предпосылок к снижению цен на автомобили в 2024 году пока нет.

Фото «Цена уже кусается»: что будет с авторынком в 2024 году - Новости Живем в Нижнем
Фото: freepik.com

Рынок автомобилей претерпевает изменения. Свое влияние оказывают геополитика, экономическая обстановка, новые требования властей. Близится конец года, а значит, пора уже задуматься, каких еще нововведений следует ожидать в следующем году. Портал «Живем в Нижнем» поговорил с экспертами о ценах и прогнозах по авторынку на 2024 год.

Что изменилось в этом году?

Одним из значимых решений властей в 2023 году стало повышение утилизационного сбора. Утильсбор – это разовый платеж за автомобиль, который в перспективе будет потрачен на его утилизацию. Выплачивают его импортеры, ввозящие в Россию машину, российские производители или владельцы машины, за которую он еще не был выплачен. Размер утильсбора зависит от характеристик автомобиля, его «возраста» и вида лица, совершающего данный платеж: юридическое или физическое. С 1 августа размер утильсбора подняли. Так, например, юрлица за покупку автомобиля возрастом до трех лет с объемом двигателя от 1 до 2 кубических метров заплатят 306 тысяч рублей. Эксперты говорят, что повышение утильсбора негативно отразится на рынке автомобилей.

Кроме того, в 2023 году ЦБ несколько раз поднимал ключевую ставку: в июле – с 7,5 до 8,5%, в августе – с 8,5 до 12%, в сентябре – до 13%, а в октябре – уже до 15%. Повышение ключа сказалось на кредитах, в том числе и на автомобильных. Сейчас средняя ставка по автокредитам варьируется от 17 до 25%.

Что будет с параллельным импортом?

Еще в 2022 году с российского рынка ушли многие зарубежные автопроизводители. Однако люди все равно покупали себе Mercedes, BMW, Toyota, Kia и другие иномарки благодаря параллельному импорту. Правда, цена на эти автомобили значительно выросла. 

Покупка таких машин, по словам нижегородского автоэксперта и автоблогера Александра Дейча, обуславливалась не желанием сэкономить, а нежеланием пересаживаться за руль отечественного и китайского автопрома. Люди решаются купить машину по параллельному импорту от безысходности, потому что не хотят ездить на том, что предлагает отечественный рынок. Сейчас, в связи с ростом утильсбора, ценник на японские, немецкие, корейские и другие марки заметно «подскочил».

- Машина стоит, грубо говоря, полтора миллиона, еще плюс утильсбор в полмиллиона. Цена уже кусается, - говорит Александр Дейч.

В связи с этим эксперты прогнозируют, что в 2024 году спрос на машины по параллельному импорту может упасть.

- Уже сейчас дилеры закрывают направления паримпорта из-за нецелесообразности.  Так и продолжится в 2024 году с учетом заградительных мер от государства, - говорит PR-менеджер Ассоциации РОАД Вера Павлова.closeup-shot-of-a-black-car-in-the-parking-lot-with-a-blurred-background.jpg

Что покупали в этом году?

По данным Автостата, на российском рынке больше всего было автомобилей от китайских автодилеров. На втором месте – от российских, на третьем - японских. Сейчас, по данным сервиса Авто.ру, на отечественном рынке лидируют пять автомобилей: Lada Granta, Lada Niva, Chery Tiggo 7 Pro, Haval Jolion и Geely Coolray.

В Нижегородской области, по данным Автостата, за 10 месяцев 2023 года было куплено 110 295 машин: 21 297 новых и 88 998 – с пробегом. Как видно, спрос на б/у машины у нижегородцев превышает спрос на новые более чем в четыре раза. В этом году у нижегородцев наибольшей популярностью пользовались «Лада» (7 752), Haval (2276) и Chery (2164) из салона. А на рынке поддержанных машин лидируют «Лада» (20491), Kia (7124) Hyundai (6569).

Цена на стандартный седан «Лада Гранта» из салона стартует от 750 тысяч рублей, тогда как в январе 2023 года – от 680 тысяч рублей. Geely Monjaro в начале года стоил от 4 500 000 до 4 800 000 рублей, а сейчас – от 4 300 000 рублей.

Под конец года, когда люди стремятся вложить во что-то свой доход, можно ожидать рост покупок машин. Александр Дейч говорит, что на сегодняшний день автомобиль превратился в отличный источник инвестиций. Велик шанс продать машину, купленную три года назад, и получить на сделке доход в 50-60%. 

- Люди не хотят продавать свои машины «за дешево», лишь в крайних случаях и экстренных ситуациях, когда срочно нужны деньги. Продавцы могут долго ждать покупателя машины на свою цену. Именно поэтому сейчас можно наблюдать «стоячий» авторынок – кроме скачков цен есть и застой в продажах. Даже если спроса на машины нет, люди все равно не сбрасывают цену, – поделился Александр Дейч.

Прогноз на 2024 год

Предпосылок к снижению цен на автомобили в 2024 году пока нет. Поскольку с российского рынка ушли многие зарубежные производители, автодилеры пытаются из-за ограниченного предложения получить больше прибыли, повышая стоимость имеющихся машин.

- Вероятность, что цена на автомобили упадет, нулевая, по моему мнению, - считает Александр Дейч.

Однако и глобального роста цен на машины не следует ждать. По мнению нижегородского автоблогера, стоимость автомобилей в 1 и 2 квартале 2024 года вырастет на 10%, а в 3 и 4 – на 12-14% от сегодняшней цены. Примерный диапазон роста цен на новые машины и с пробегом, по словам Александра Дейча, в следующем году – 7-15%. При этом делать прогнозы о стоимости машин сейчас крайне сложно из-за нестабильной ситуации в геополитике, которая очень влияет на экономику в целом и рынок автомобилей в частности. Неизвестно также, как поведет себя курс валют.

Что касается продаж, то здесь эксперты не предвидят большого снижения. По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), в следующем году в России продадут от 1,027 до 1,24 млн новых машин. Даже самый пессимистичный сценарий в геополитике несильно отразится на этих данных. НАПИ также прогнозирует лидерство китайских брендов на российском авторынке – около 48% машин будет из Поднебесной. Отечественный автопром займет около 41% рынка. Это что касается новых автомобилей.

- Повышение утильсбора, сложная логистика, дефицит базовых моделей - все это не способствует наполнению рынка и снижению роста цен, - подчеркивает PR-менеджер Ассоциации РОАД Вера Павлова.

Возможности того, что в 2024 году ушедшие с российского авторынка производители вернутся, эксперты не видят.

- Даже если ситуация в мире изменится в лучшую сторону, закончатся все вооруженные конфликты, курс доллара станет меньше и тому подобное, все равно в 2024 году компании пока не вернутся. Процесс возвращения на наш рынок будет очень затратным, в том числе по денежным средствам, поскольку китайские компании, которым были проданы места, уже прочно обосновались в России и не захотят уходить, - говорит Александр Дейч.

При этом можно ожидать, что параллельный импорт продолжит существовать даже в таких жестких условиях автокредитования и повышенного утильсбора.

новости сегодня, Нижегородская область, автомобили, цены