«Усидеть на двух стульях». Что не так с законом о запрете пропаганды абортов

Эксперты высказались о новом законе, касающемся абортов

Фото «Усидеть на двух стульях». Что не так с законом о запрете пропаганды абортов - Новости Живем в Нижнем
Фото: freepik.com

Депутаты Государственного собрания Мордовии приняли закон о запрете пропаганды абортов в регионе. Официально он вступит в силу 18 августа. Это означает, что теперь в соседнем с Нижегородской областью регионе нельзя будет пропагандировать аборты, в том числе, склонять женщин к прерыванию беременности. Портал «Живем в Нижнем» поговорил с нижегородскими экспертами на эту тему и выяснил их точку зрения.

Есть ли опасность для врачей?

По мнению авторов законопроекта, низкая рождаемость в стране связана с большим количеством абортов. По данным Росстата, их число (и в частных, и в государственных клиниках) в 2022 году достигло 395 тысяч. Однако сейчас в России наметилась тенденция к снижению количества абортов: например, в 2012 году это число составляло 935 тысяч, а в 2002 — почти 2 млн. По данным Нижегородстата, в Нижегородской области за 2022 год сделали 11 319 абортов – почти 7 тысяч в госбольницах и более 4 тысяч – в платных клиниках. Количество этих операций снижается - пять лет назад, в 2018 году, в области сделали более 13 тысяч абортов.

Закон касается любого человека, который склоняет женщину к аборту путем уговоров, подкупа, обмана и т.д. Кроме того, врачам теперь нельзя называть аборт «мягким» и безвредным для организма женщины. При этом допускается информация о медицинских показаниях к прерыванию беременности. За нарушение закона предусмотрены штрафы от 5 до 10 тысяч рублей для граждан и от 100 тысяч до 200 — для юрлиц.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Михаил Черепнов считает, что новый закон не повлияет на работу врачей. Специалисты продолжат предупреждать будущих мам об опасностях для здоровья, связанных с беременностью, и говорить о медицинских показаниях к абортам.

Права женщин в данном случае никак не нарушаются, поскольку их никто не лишает права делать аборт, то есть законом не запрещается аборт, законом лишь предусматривается запрет на пропаганду аборта, что не одно и то же, — объяснил Михаил Черепнов.

Однако нижегородский врач акушер-гинеколог и медицинский блогер Екатерина Грачева видит много нестыковок в новом законе. Также не совсем понятно, что именно будет восприниматься за пропаганду в кабинетах специалистов.

Больше похоже на попытку усидеть на двух стульях. Я как врач с более чем 10-летним стажем крайне сложно могу (точнее вообще не могу) себе представить такую пропаганду на своих приёмах. Как это должно выглядеть, по мнению авторов закона? — задается вопросом Екатерина Грачева.

По словам врача, за принятием этого закона может стоять гораздо более серьезное решение — запрет абортов в госучреждениях или в частных клиниках. Однако специалист видит в этом большую опасность.

Что касается также промелькнувшей вновь в СМИ новости о запрете абортов в частных клиниках или переведение, наоборот, этой услуги в чисто коммерческое русло — конечно, против. Так как показал уже многолетний опыт нашей истории, что такой подход не работает, раз мы снова и снова возвращаемся к этой теме. А вот к росту криминальных абортов, отказов от детей, росту смертности и заболеваемости, невозможности в будущем иметь детей это точно приведёт, — утверждает Екатерина Грачева.

Немного статистики: в СССР, когда аборты разрешались только по медицинским показаниям, количество подпольных и нелегальных прерываний беременности с 1937 по 1940 гг. превысило 1 млн. Из тех, кто проводил такие операции, меньше четверти имели медицинское образование. Вместе с этим велика была и смертность от подпольных операций — к 1940 году это число превысило 2 тысячи. К 1944 году на 100 беременностей приходилось около 30,5 абортов, а отдельно в РСФСР – 46,2.

Однако Михаил Черепнов утверждает, что запрет абортов в целом маловероятен.

Просто законодатели не хотят, чтобы аборты были панацеей от того, что женщина не использует контрацептив. Также они хотят повышения демографических показателей и соблюдения иных нравственно-этических, в том числе и религиозных, требований. Опасности закона нет, он лишь устанавливает определенные правила поведения в этой сфере, что раньше никак не регулировалось. Остальное в перспективе станет ясным после применения этого закона на практике, в том числе и по привлечению врачей к ответственности, — отметил Михаил Черепнов.

«Двоякое впечатление»

Председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по социальным вопросам Наталья Смотракова поддерживает закон, который приняли ее коллеги в Мордовии.

Я человек глубоко верующий, поэтому моя позиция понятная. Аборт — это большой грех, — сказала Наталья Смотракова.

Руководителю пресс-службы Нижегородской епархии, священнику Алексею Пестрецову тоже нравится идея о запрете пропаганды абортов.

Внутри женщины с момента зачатия находится уже человек, поэтому аборт можно считать убийством. Нижегородская епархия очень давно озабочена вопросом абортов, ведет активную борьбу с ними. По моему мнению, данный закон поможет уменьшить количество абортов, — говорит Алексей Пестрецов.

По его словам, в женских консультациях по всей области есть представители Церкви и психологи, которые работают с будущими мамами, объясняют вред и опасность аборта. Кроме того, в Нижегородской области работает епархиальный центр помощи семье и детям «Быть мамой», который помогает женщинам, отказавшимся от абортов, в воспитании ребенка.

Также Церковь очень давно борется с тем, чтобы вывести аборты из обязательного медицинского страхования, ведь граждане России не должны платить свои деньги на то, чтобы проводилось искусственное прерывание беременности, — добавил Алексей Пестрецов.

Однако нижегородская многодетная мама Татьяна Фалина считает, что к проблеме повышения рождаемости в стране нужно подходить с другой стороны.

У меня, как у многодетной мамы, есть двоякое впечатление ото всего этого и вообще от любых запретительных мер. К ним отношусь с большой осторожностью, потому что запрет обычно проблем не решает, а выводит их в серое поле. Мне кажется, что женщин на аборт толкает огромный комплекс проблем, и просто говорить «ой, это вот плохо» — это странно. Работа над осознанным материнством должна вестись комплексно, — говорит Татьяна Фалина.

По ее мнению, в стране должны быть прозрачные меры социальной поддержки матерей, чтобы женщина была уверена в помощи государства с детским садом, выплатами и т.д. Кроме того, и обществу следует поменять свое поведение: нужно поощрять женщин, готовых оставить ребенка, а не давить на тех, кто собирается делать аборт.

В Нижегородском женском кризисном центре пока не стали комментировать принятый в Мордовии закон. Специалисты центра еще не понимают, к каким конкретным последствиям все это может привести, как закон будет реализовываться на деле.

новости сегодня, Нижегородская область, закон, аборты