Ученые ННГУ имени Лобачевского работают над противоопухлевыми препаратами

Исследования идут более 10 лет

Фото Ученые ННГУ имени Лобачевского работают над противоопухлевыми препаратами - Новости Живем в Нижнем
Фото: пресс-служба ННГУ

Исследования идут более 10 лет

Специалисты кафедры кафедры органической химии химического факультета и кафедры биофизики Института биологии и биомедицины ННГУ имени Лобачевского разрабатывают противоопухлевые препараты. Об этом сообщает пресс-служба университета.

Более 10 лет ученые под руководством профессора Алексея Федорова и кандидата биологических наук Ирины Балалаевой создают и исследуют возможности конъюгатов – сборных молекул на основе порфириновых красителей и противоопухолевых лекарств. Данные два класса лекарственных агентов вместе могут играть роль препарата двойного действия с высоким уровнем эффективности.

Новым этапом исследований стал грант Российского научного фонда «Каскадные пролекарства для фотодинамической и таргетной терапии опухолевых заболеваний». В его рамках ученые уже опубликовали научную статью в издании Journal of Medicinal Chemistry (Q1, импакт-фактор 7.446). Она посвящена дизайну, синтезу и рабочим свойствам фотоактивных молекул для борьбы с раковыми клетками.

Завлабораторией химии природных соединений и их синтетических аналогов, а также руководитель гранта Александр Нючев отмечает, что они синтезируют растворимые в воде молекулу, которые заключают в себе действенные подходы к терапии онкологических заболеваний, а именно фотодинамическую терапию и химиотерапию. «Сборная» молекула комбинирует в себе эти два способа борьбы с раком. Каждый ее компонент по сути самостоятельное лекарство против новообразований.

Молекулы попадают через кровь в опухолевые клетки и копятся в них, со временем облучая ее. Порфириновый краситель – поглощает свет, а затем передает его молекулам кислорода поблизости. Это приводит их в активное состояние и они буквально начинают сжигать болезнетворные клетки.

Второй компонент комбинированной молекулы препятствует делению клеток и росту опухоли. Он блокирует работу необходимых для этого ферментов. В результате оба данных эффекта ведут к ликвидации новообразования.

Подобные препараты сейчас разрабатывают ученые по всему миру. Отличительная черта лекарства нижегородской разработки – свойство молекул к адресной доставки до раковых клеток.

Напомним, проект противоковидного костюма разработают в Нижнем Новгороде.

новости сегодня, нижний новгород, ннгу, ученые, рак, препарат, лечение, разработка, исследования, наука, онкозаболевания, борьба