Участники обсудили разграничение информации и рекламы
1 октября 2021 года в рамках второго дня проведения форума прошла дискуссия «Где заканчивается информация и начинается реклама? Можно ли провести
Участники обсудили проблему разграничения рекламных и информационных вывесок. Так по данному вопросу есть точные разъяснения ФАС, которыми следует руководствоваться. Согласно им любая отдельно стоящая конструкция считается рекламной. Однако данные разъяснения нуждаются в более детальной проработке и уточнениях. Например, стойки меню в ресторанах быстрого питания, на которых указаны цены на блюда, согласно разъяснениям ФАС, переходят из разряда информационных в рекламные.
Представители службы отметили, что их разъяснения носят общий характер и в каждом отдельном случае следует учитывать все обстоятельства и только после этого выносить заключение. Предложено по итогам совещания собрать вопросы, которые возникают в регионах, в том числе по правилам размещения вывесок.
Второй проблемой обсудили вопрос информационных носителей в торговых центрах и магазинах, считаются ли они рекламными. Иногда объекты, установленные в торговых точках, для упрощения навигации, трактуются как реклама и из-за этого могут последовать риски для бизнеса. Кроме того, в рамках данного вопроса участники обсуждали проблему с законодательным отсутствием понятия ценника, как обязательной информации для потребителя.
Третьим вопросом на повестке дискуссии стало разграничение информирования и рекламы в СМИ. Основная проблема связана с телевизионными сюжетами об успехах брендов, победах в различных конкурсах, где грань между информационными сюжетами и рекламой очень тонкая.
Участники форума сошлись на том, что в данном случае многое зависит от подачи информации в вопросе, что считать рекламой, а что нет. Проблема заключается в дефиниции рекламы в законе о рекламе. Так формулировка допускает определенный уровень манипуляции со стороны СМИ и контрольных органов.
Четвертой темой обсуждения стала проблема регулирования деятельности блогеров и инфлюенсеров. В настоящее время данный вопрос актуален во многих странах по всему миру.
Проблема заключается в том, что блогеры влияют на принятие решений о покупке товара своими подписчиками и не обозначают это как рекламу. В ФАС также озабочены вопросом, подпадает рассказ блогера о каком-нибудь товаре под закон о рекламе или он просто делиться с аудиторией опытом в его использовании.
С 1 января 2022 года вступит в силу требование по учету рекламы в сети Интернет и требование о соответствующей пометке о том, что информация носит рекламный характер. Однако оценить его эффективность будет возможно только к концу следующего года.
При этом уже сложившаяся практика позволяет блогерам оказывать рекламные услуги, руководствуясь существующим законодательством о рекламе. Так они платят налоги как индивидуальные предприниматели и обозначают аудио-визуально рекламный сюжет, интегрированный в их контент. За 2020 год сумма интеграций достигла 11 млрд рублей.
Президент IAB Russia, директор по стратегическому развитию рынка коммерческого департамента «Яндекс» Борис Омельницкий отметил, что в России существует достаточное количество мер регулирования, профессиональные СМИ следят за блогерами, чтобы они соответствовали всем требованиям, нарушения пресекаются ФАСом.
Вопрос разграничения рекламы и информирования не сводится только к этим четырем проблемам, но ограниченный формат дискуссии не позволил обсудить больше.
По итогам дискуссии ее участники планируют согласовать и принять положения по каждой из 4 рассмотренных проблем. Это позволит представителям рынка лучше разбираться в разграничении рекламы и информирования.
Напомним, нижегородская компания оштрафована на 100 тысяч рублей за рассылку смс-сообщений из-за нарушения Федерального закона «О рекламе».