Новости Нижнего Новгорода – Живем в Нижнем
В мире людейНовости

Уберечь ребенка от педофила: правила для родителей от тренера по безопасности

Фото: пресс-служба СУ СК России по НО

О чём стоит разговаривать с детьми уже с 4 лет

Трагическая история убийства школьниц на Кузбассе заставила содрогнуться всю страну. Мужчина изнасиловал и задушил двух девочек. Он уже был осужден за подобные преступления. На этой неделе под Новосибирском задержали педофила, который развращал мальчиков. Теперь ему грозит от 12 до 20 лет лишения свободы. Подобные шокирующие истории, к несчастью, продолжают происходить, несмотря на значительные сроки наказания для преступников.

Родители все чаще задаются вопросами о том, как защитить своих детей, как правильно и эффективно объяснить мальчикам и девочкам правила поведения, которые спасут от встречи со злоумышленником. Тренер школы безопасности «Стоп угроза» Светлана Чанова рассказала, со скольки лет нужно говорить о безопасности, как проработать границы доверия и почему важно уметь говорить «нет» уже с 4 лет.

Как правильно объяснить ребёнку, что нельзя общаться с незнакомцами и откликаться на их просьбы?

– Когда мы объясняем, что есть незнакомые люди, мы не делим их на хороших и плохих. Мы с ними не общаемся. Главное правило – если взрослому человеку нужна помощь, он всегда обратится к взрослому, – отмечает Светлана Чанова.

По её словам, важно обозначить границы и людей, которые входят в круг доверия ребенка. Не стоит говорить – «взрослым всегда нужно помогать». Напротив, нужно обозначить, на чьи просьбы именно можно откликаться. Например, на просьбы мамы и папы, бабушки и дедушки, тренера спортивной секции, воспитателя в детском саду. Остальные взрослые – чужие, им должны помогать другие взрослые люди. Взрослому может помочь только взрослый.

Однако в последней трагической истории с детьми на Кузбассе, по словам учителя девочек, в школе им постоянно твердили, что нельзя общаться с незнакомцами.

Почему же дети уходят с незнакомцами, несмотря на объяснения?

Светлана Чанова называет две причины. Первая – детей с раннего возраста учат быть вежливыми, слушаться взрослых, не уточняя каких именно. Поэтому ребенок иногда просто не может отказать взрослому в просьбе «показать дорогу» или «помочь» – это очень частые уловки, которыми пользуются злоумышленники, кроме предложения сладостей , игрушек и кормления животных.

Вторая причина состоит в том, что у многих детей в такой небезопасной ситуации включается реакция страха «замри». Происходит «ступор» и они ничего не делают. Светлана отмечает, что это может быть связано с подавлением эмоций  ребёнка.

– Дома ребенку говорят: не кричи, ты орешь, соседи начнут жаловаться. В детском саду: не бегай, не кричи. Так, в нас с детства закладывают, что, когда ты кричишь, ты себя как-то неправильно ведёшь. И уже в момент, когда кричать нужно, мы кричать не можем, потому что в нас это заложено. Тогда нужно с ребенком это прорабатывать, – говорит Светлана.

Чтобы ребенок не растерялся, ему нужно предложить готовый алгоритм действий в ситуации, когда к нему обращается чужой взрослый человек.

Какую фразу в качестве алгоритма можно предложить ребёнку, чтобы ответить незнакомцу?

– Во-первых, нужно объяснить ребёнку, что можно просто развернуться и уйти. Либо сказать: «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать». Для детей постарше – «Извините, я спешу». Главное научить ребёнка тому, что он просто разворачивается и уходит, чтобы не ждать, что его дальше будут что-то спрашивать, предлагать и т.д., – отмечает Светлана.

Не менее важно научить ребенка обозначать границы своего тела. Самое простое – правило нижнего белья, никто не должен заглядывать под него, кроме мамы. Дети старше 6 лет уже, как правило, не пускают родителей в круг своего «я».

Разговоры о безопасности, круге доверия и границах можно вести уже раннем возрасте – с 3-4 лет

– Начинать с ребёнком говорить о безопасности можно через сказки, например – «Колобок», «Красная шапочка» и т.д . Прочитать сказку и потом обсудить ее, как поступил колобок, правильно ли он делал, что разговаривал с теми, кто ему встречался на пути. Спросить, как бы поступил ребёнок и рассказать, как бы поступил родитель, – рассказывает Светлана Чанова.

Важно не запугивать ребенка страшными историями, криминальными фильмами – его психика еще не сформирована, и это может вызвать, напротив, реакцию страха – «замри». Важно научиться выстраивать с ним доверительные отношения, объяснять, что вы переживаете, потому что он вам дорог. Можно даже репетировать с ребенком диалоги с незнакомцами, чтобы в реальной ситуации он не растерялся и знал, как поступить.

Материалы по теме

Оставить комментарий