О чём стоит разговаривать с детьми уже с 4 лет
Родители все чаще задаются вопросами о том, как защитить своих детей, как правильно и эффективно объяснить мальчикам и девочкам правила поведения, которые спасут от встречи со злоумышленником. Тренер школы безопасности «Стоп угроза» Светлана Чанова рассказала, со скольки лет нужно говорить о безопасности, как проработать границы доверия и почему важно уметь говорить «нет» уже с 4 лет.
Как правильно объяснить ребёнку, что нельзя общаться с незнакомцами и откликаться на их просьбы?
– Когда мы объясняем, что есть незнакомые люди, мы не делим их на хороших и плохих. Мы с ними не общаемся. Главное правило – если взрослому человеку нужна помощь, он всегда обратится к взрослому, – отмечает Светлана Чанова.
По её словам, важно обозначить границы и людей, которые входят в круг доверия ребенка. Не стоит говорить – «взрослым всегда нужно помогать». Напротив, нужно обозначить, на чьи просьбы именно можно откликаться. Например, на просьбы мамы и папы, бабушки и дедушки, тренера спортивной секции, воспитателя в детском саду. Остальные взрослые – чужие, им должны помогать другие взрослые люди. Взрослому может помочь только взрослый.
Однако в последней трагической истории с детьми на Кузбассе, по словам учителя девочек, в школе им постоянно твердили, что нельзя общаться с незнакомцами.
Почему же дети уходят с незнакомцами, несмотря на объяснения?
Светлана Чанова называет две причины. Первая – детей с раннего возраста учат быть вежливыми, слушаться взрослых, не уточняя каких именно. Поэтому ребенок иногда просто не может отказать взрослому в просьбе «показать дорогу» или «помочь» – это очень частые уловки, которыми пользуются злоумышленники, кроме предложения сладостей , игрушек и кормления животных.
Вторая причина состоит в том, что у многих детей в такой небезопасной ситуации включается реакция страха «замри». Происходит «ступор» и они ничего не делают. Светлана отмечает, что это может быть связано с подавлением эмоций ребёнка.
– Дома ребенку говорят: не кричи, ты орешь, соседи начнут жаловаться. В детском саду: не бегай, не кричи. Так, в нас с детства закладывают, что, когда ты кричишь, ты себя как-то неправильно ведёшь. И уже в момент, когда кричать нужно, мы кричать не можем, потому что в нас это заложено. Тогда нужно с ребенком это прорабатывать, – говорит Светлана.
Чтобы ребенок не растерялся, ему нужно предложить готовый алгоритм действий в ситуации, когда к нему обращается чужой взрослый человек.
Какую фразу в качестве алгоритма можно предложить ребёнку, чтобы ответить незнакомцу?
– Во-первых, нужно объяснить ребёнку, что можно просто развернуться и уйти. Либо сказать: «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать». Для детей постарше – «Извините, я спешу». Главное научить ребёнка тому, что он просто разворачивается и уходит, чтобы не ждать, что его дальше будут что-то спрашивать, предлагать и т.д., – отмечает Светлана.
Не менее важно научить ребенка обозначать границы своего тела. Самое простое – правило нижнего белья, никто не должен заглядывать под него, кроме мамы. Дети старше 6 лет уже, как правило, не пускают родителей в круг своего «я».
Разговоры о безопасности, круге доверия и границах можно вести уже раннем возрасте – с 3-4 лет
– Начинать с ребёнком говорить о безопасности можно через сказки, например – «Колобок», «Красная шапочка» и т.д . Прочитать сказку и потом обсудить ее, как поступил колобок, правильно ли он делал, что разговаривал с теми, кто ему встречался на пути. Спросить, как бы поступил ребёнок и рассказать, как бы поступил родитель, – рассказывает Светлана Чанова.
Важно не запугивать ребенка страшными историями, криминальными фильмами – его психика еще не сформирована, и это может вызвать, напротив, реакцию страха – «замри». Важно научиться выстраивать с ним доверительные отношения, объяснять, что вы переживаете, потому что он вам дорог. Можно даже репетировать с ребенком диалоги с незнакомцами, чтобы в реальной ситуации он не растерялся и знал, как поступить.