Профориентационная встреча прошла на базе Высшей школы экономики
Аспирант НГЛУ им. Добролюбова и преподаватель русского языка как иностранного Лия Льюис рассказала корреспонденту «Живём в Нижнем» о собственной языковой школе в Америке, карьерном пути и особенностях ведения бизнеса в США.
Лия Льюис родилась в Арзамасе. Ее отец был военный, поэтому семья некоторое время жила на
– Получается, Вы приехали в Нижний Новгород, чтобы учиться в аспирантуре?
– Да, сначала я училась в Архангельском университете на учителя русского языка и литературы. Полгода была на стажировке в Норвегии. Затем я училась в аспирантуре, защитила диссертацию и осталась здесь работать. Меня пригласили в центр по работе с иностранцами (центр предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан – прим.ред) при ННГАСу и там с 1998 года я преподавала РКИ (русский язык как иностранный – прим.ред) до 2007.
– Многие преподаватели русского языка как иностранного говорят о том , что им пришлось выкинуть все существующие учебники и методички по обучению, потому что это вообще не помогало. Вы тоже придумывали и использовали свои материалы?
– Учебники были неплохие, но скучные. Приходилось дополнительные материалы и задания писать от руки, создавать ученикам ситуации для диалогов, делать уроки более интерактивными. Хорошие материалы – это 50% успеха, другие 50%- это погружение в среду. Например, арабские ребята находили русских друзей, с которыми общались. Среда решает всё, даже самые ленивые в итоге учили русский язык и продолжали потом учёбу в ВУЗах. На уроках мы даём грамматику, учим их писать, читать, а потом они идут в магазин, где что-то спрашивают, никто же по-английски не говорил. Так, за 9 месяцев они выходили на уровень A2, который позволял им обучаться в нижегородских вузах.
– Родители часто шутят над современными школьниками, что они изучают английский язык в школе на протяжении 11 лет, но потом всё равно не могут перевести многие фразы, выйти на высокий уровень и т.д. Почему некоторые учат русский за 9 месяцев, а мы не можем выучить английский за 11 лет?
– Во-первых, отсутствие среды. Во-вторых, в курсе РКИ русский проходил по 6 часов каждый день. Язык – это количество повторений. Есть определенное количество часов на каждый курс. Если сказано на уровень A1 80 часов, то вы его либо на год растягиваете, либо получаете за 2 месяца ежедневных уроков. Также чем больше у вас интенсивность, тем быстрее будет результат. Лучше заниматься каждый день по 20 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Цифры решают всё.
– Почему Вы переехали в США? Насколько тяжело Вам далось это решение?
– По семейным обстоятельствам муж решил вернуться на родину, и я поехала вместе с ним. Мне было легко переезжать, потому что я ехала с профессией преподавателя РКИ. Знала, что у меня хорошее образование, знание языка, было умение много и тяжело работать, это давало уверенность.
– Какой была Ваша первая работа в США?
– Это был университет, в котором я преподавала русский язык как иностранный. Американские ребята пришли на летние курсы, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
– Почему вы решили открыть свою школу русского языка?
– Мне было проще начать собственный бизнес, чем ждать следующего контракта. Преподавание русского языка детям в Америке – уникальная ниша с неограниченными возможностями.
– Что было самым сложным при открытии своего дела за рубежом?
– Работа с русскими родителями. Каждый хочет получить результат, перекладывая его исключительно на плечи педагога. Говорят, что мы не хотим делать домашнее задание, у нас нет на это времени и т.д . Но если нет поддержки с русским языком из семьи, то на одних усилиях педагога результата не добиться. Я очень много работала с родителями, объясняя важность создания среды дома.
– Ваша школа работает в США уже 7 лет. Что изменилось за это время?
– Выросло количество учеников и расширилась специализация. Сейчас школа русского языка «MatryoshkaRTP»работает со всеми уровнями владения русским: РКИ, билингвы и дети-эритажники (эритажники – получившие русский язык от одного из родителей – прим.ред.).