Уличная сеть центра не рассчитана на современный трафик
Напомним, Владимир Путин рассказал, что Нижний Новгород получит возможность продолжить строительство метро за счет выделения инфраструктурных бюджетных кредитов. Инфраструктурный займ регионы могут получить на 15 лет по ставке 3% годовых. В свою очередь Глеб Никитин отметил, что в регионе давно назрела необходимость развития метро как внеуличного вида транспорта. По его мнению, в первую очередь развивать метрополитен необходимо в исторической части города.
Существующая уличная сеть не рассчитана на современный трафик. В настоящее время ведется работа над проектом расширения метро до станции «Сенная» с целью создания крупного транспортно-пересадочного узла в нагорной части города. В перспективе пассажиропоток станций «Оперный театр» и «Сенная» составит около 10 млн человек в год.
Никитин подчеркивает, что инфраструктурный кредит позволит ускорить реализацию данных планов. Также губернатор добавил, что в этом году начнется работа по технико-экономическому обоснованию оптимального варианта продления Сормовско-Мещерской линии метро. Её планируют проложить до станции «Варя». Региональный Минтранс готовит обоснования затрат на проектирование продолжения обеих веток.
В свою очередь эксперт Александр Седов считает вопрос развития метрополитена и его кредитования неоднозначным и спорным. С одной стороны, привлечение средств для развития инфраструктуры – несомненное благо, но с другой, следует помнить, что их предоставляют не безвозмездно: деньги придется возвращать. В условиях глубокого кризиса и значительного госдолга региона это непростая задача. Кроме того, больших сумм от государства ожидать не стоит и придется делать непростой выбор – в каком направлении строить новые станции. Так чиновники склоняются к станциям «Оперный театр» и «Сенная», а многие нижегородцы предпочли бы строительство новых станций в направлении Сормовского района.
Кроме того, строительство, а затем и обслуживание новых станций сильно истощат бюджет. Чтобы нижегородский метрополитен вышел на самообеспечение, нужно как минимум 15 новых станций по приоритетным направлениям – Сормово, Кузнечиха, Верхние Печеры, Щербинки, окраина Автозавода.
Остановился эксперт и на проблеме коррупции, приводя в пример строительство «Стрелки».
– Прошло три года, а мы еще до сих пор не откопаемся из вороха уголовных дел и миллиардных ущербов, – пишет он.
При этом не помог даже жесткий контроль со стороны Москвы при подготовке к ЧМ-2018.
В итоге все сводится к тому, что вопрос строительства метрополитена в Нижнем Новгороде крайне сложный и неоднозначный. В качестве альтернативы может выступать развитие трамвайной сети. Даже современные скоростные (автономные) трамваи стоят значительно дешевле метро. К тому же, их можно строить на те же инфраструктурные облигации.