«Молодежь не боится делать что-то абсолютно новое — и мы это ценим»

Как в Нижегородской области профессионально ориентируют дошкольников.

Фото «Молодежь не боится делать что-то абсолютно новое — и мы это ценим» - Новости Живем в Нижнем
Директор департамента развития персонала автозавода Мария Казанцева. Фото: Михаил Сорокин

Автозавод в Нижнем Новгороде получил престижную премию HR-бренд 2023 в номинации «Регион». Эксперты конкурса оценили систему профориентации, которую предприятие ведет, начиная даже не со школ, а с детских садов. Эту работу на автозаводе инициировал промышленник Олег Дерипаска еще в начале 2000-х, и многие инициативы по подготовке специалистов для производств, реализованные в Нижнем Новгороде, стали федеральными трендами. В результате только за четыре последних года доля трудоустроившихся на завод молодых специалистов увеличилась с 57% до 72%. Почему надо вкладываться в дополнительное образование школьников и поддерживать преподавателей и зачем компании собственная «Академия ИТ», рассказывает директор департамента развития персонала автозавода Мария Казанцева.

— Профориентация на уровне школ — это классика, но вы работаете и с дошкольниками. Как именно? И почему?

— Рынок труда сегодня — это рынок соискателя. Вакансий гораздо больше, чем претендентов на них. Не работодатель выбирает сотрудников, а соискатели имеют возможность выбирать между компаниями. В этих условиях побеждают те, чей HR-бренд наполнен качественными программами подготовки кадров и развития персонала. И ранняя профориентация — важная часть этой работы.

Мы давно и активно работаем со школьниками и студентами, а для малышей сделано большое активно-познавательное пространство в корпоративном Музее истории ГАЗ. После масштабной реконструкции, которая завершилась полтора года назад, в музее появился целый интерактивный этаж, предназначенный для школьников и студентов. Там представлен весь процесс сборки автомобиля — от зарождения конструкторской идеи до момента, когда машина сходит с конвейера. Дети могут попробовать себя в разных профессиях, производственных и не только: за сенсорным кульманом спроектировать «Газель» так, чтобы она смогла пройти полосу препятствий, виртуально на скорость укомплектовать автомобиль необходимыми агрегатами и даже с помощью VR-шлема сделать ровный сварной шов. А для малышей у нас есть тренажеры-симуляторы: можно сдать экзамен на «права» и тут же распечатать их, выбрав дизайн, можно самостоятельно «заправить» автомобиль, а потом «прокатиться» на нем по улицам города — развлечений масса, и, честно говоря, глаза загораются не только у детей, но и у взрослых.

— Раньше в музей водили школьные группы. Этот формат по-прежнему актуален?

— Да, но сегодня это уже не просто экскурсии. Для школьников и студентов разработаны специальные программы: есть мастер-классы с погружением в конкретную профессию, а есть большое путешествие по всему производственному процессу «ГАЗград» — мультимедийные технологии превращают стандартный поход в музей в увлекательный квест.

Кроме того, на базе музея проходит проект «Познавательная среда»: перед ребятами выступают руководители и специалисты автозавода, рассказывают о своей профессии и работе. Группы сборные: кроме записавшихся через онлайн-форму на сайте музея, приглашаем детей сотрудников — всем же интересно, где мамы и папы работают. Проект настолько «зашел», что в прошлом учебном году мы провели 17 таких встреч, их посетили больше 300 детей. Осенью планируем возобновить.

— В прошлом году автозавод начал создавать в школах инженерно-технологические классы. Как строится эта работа?

— Это наш совместный пилотный проект с управлением образования Автозаводского района и департаментом образования Нижнего Новгорода. Мы выбрали пять школ на территории района, причем типичных, не элитных. Цель — усилить преподавание физики и математики, которые сейчас не популярны при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Для нас важно, чтобы дети глубоко изучали точные науки, не боялись сдавать по ним экзамены и потом поступали в профильные техникумы или вузы.

Проект стартовал 1 сентября 2023 года. В четырех школах мы охватили классы с седьмого по 11-й, а в одной школе пошли на эксперимент — там дети начали изучать физику уже с пятого класса. Мы закупили оборудование для лабораторий, организовали встречи ребят с сотрудниками автозавода, привлекли преподавателей педагогического университета и Высшей школы экономики, которые провели для старшеклассников курсы по углубленному изучению физики и математики.

И параллельно работали над повышением качества преподавания, которое зависит прежде всего от педагога: увлеченного, инициативного, фаната своего предмета. Среди преподавателей школ — участников проекта мы провели грантовый конкурс. Лидеры получили от компании грант — ежемесячную доплату к зарплате в течение года. Учителя загорелись этой идеей, поэтому мы обязательно будем проводить конкурс ежегодно. Кроме того, запланировано повышение квалификации педагогов: сейчас прорабатываем взаимодействие с МГУ и нижегородскими вузами.

Кстати, в апреле 2024 года, совместно с фондом «Вольное Дело» мы провели Весеннюю школу для учителей химии из школ города и области, и в течение трех дней преподаватели МГУ читали им лекции о последних научных достижениях и передовых методах преподавания предмета — получился отличный образовательный интенсив.

— Поддерживая школы, автозавод продолжает вкладываться в дополнительное образование. Зачем?

— Мы одними из первых начали обучать детей основам технического творчества в рамках программы «Робототехника», которую инициировал по всей стране промышленник Олег Дерипаска еще в начале 2000-х. Сначала мы открыли первый кружок робототехники, который затем трансформировался в два детских технопарка «Техноспейс» и «Кванториум ГАЗ». Кроме того, мы ежегодно проводим для школьников олимпиады по робототехнике, фестиваль «ТехноФест», в котором в прошлом году участвовали даже малыши из детских садов, а студенты состязаются на соревнованиях беспилотников «РобоКросс».

Собственные технопарки развиваем с той же целью: чтобы как можно раньше заинтересовать детей наукой и техникой, вовлечь их в проектную работу. Например, в июне ребята презентовали свои инженерные проекты руководителям автозавода. То есть технопарки неразрывно связаны с предприятием и работают по его запросу. Такая синергия дополнительного образования с реальным производством — тоже часть профориентации: многие выпускники программы «Робототехника», отучившись в вузе, стали нашими сотрудниками.

— В 2022 году с участием автозавода в регионе был создан образовательно-производственный кластер в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Как он развивается?

— В базовом Нижегородском автомеханическом техникуме мы оснастили мастерские и лаборатории самым современным оборудованием. Мехатронная станция, стенды для отработки навыков программирования и работы с 3D-принтерами, роботы-манипуляторы и станки с ЧПУ позволяют в короткий срок качественно подготовить специалистов по востребованным профессиям машиностроения. Важно, что сотрудники автозавода участвуют как в разработке учебных программ, так и в преподавании. В этом году базовыми центрами автомобильного кластера также станут Павловский автомеханический техникум и Нижегородский индустриальный колледж. Ключевой принцип «Профессионалитета» — ускоренная подготовка специалистов, адаптированных под конкретное промышленное производство, — сохраняется. Ребята все больше «варятся» в наших процессах, у них больше практики и возможностей попробовать себя в разных проектах. Многие летом устраиваются к нам работать. А для районных центров, как Павлово, «Профессионалитет» дает возможность получать качественное образование в родном городе, а потом гарантированно там работать.

— В этом году было объявлено о новом потоке в собственной «Академии ИТ» автозавода. Значит ли это, что эксперимент удался?

— Для нас это был первый такой опыт, и все получилось: нам удалось заинтересовать айтишников производственными процессами в условиях, когда вокруг так много конкурентов, в том числе в лице ИТ-компаний. Ребята еще на этапе студенчества смогли погрузиться в реальные проекты автозавода, посмотреть, что им по душе. В итоге после обучения в нашей Академии 64 человека стали сотрудниками как ИТ-подразделений автозавода, так и инженерного центра.

Во второй поток мы отобрали 58 человек, они сразу приступили к изучению специализированных блоков, чтобы как можно раньше впитать специфику своей работы. Постепенно ребята станут активнее включаться в бизнес-проекты в статусе стажеров и будут получать оплату за свой труд.

— Вы отметили, что студенты «Академии ИТ» участвовали в реальных практических кейсах. Каких именно?

— Во всех самых актуальных. В инженерном центре на тот момент это были новые модели электробусов, подготовка к запуску новых модификаций «Соболя» и «Валдая» и других новинок, которые мы показывали на выставке «Комтранс», а также системы помощи водителю, беспилотные платформы. Айтишники также участвовали в проектах по импортозамещению, разрабатывали новую систему управления рекламациями, объединяющую в единую сеть производство, продажи, сервисное обслуживание и поставщиков. В общем, все самое интересное, все, что касается будущего. Молодежь не боится делать что-то абсолютно новое. Мы это ценим и не боимся доверять молодежи важные проекты. Каждый год у нас проходит научно-практическая конференция среди молодых сотрудников, в прошлом году выпускники «Академии ИТ» тоже заявились со своими прорывными идеями и удивили всех.

— Еще один совместный проект автозавода с высшей школой — Инженерная олимпиада, которую вы проводите с нижегородским политехом. Как оцениваете ее эффекты?

— Инженерная олимпиада стала доброй традицией, в этом году прошла уже третья. Участников становится все больше — в этом году уже около 90 ребят 9–11 классов, причем не только из Нижнего Новгорода: в олимпиаде участвовали дети из Калининграда, Сызрани, а в прошлом году призовое место занял старшеклассник из Сургута. Все больше школьников узнают о нашем проекте и хотят попробовать в нем свои силы. Финалисты получают дополнительные баллы при поступлении, а тройка призеров — еще и хорошие подарки от компании. Для нас же главный результат в том, что растет популярность физики — стратегически важного предмета для будущих специалистов промышленных предприятий.

Источник: «Коммерсантъ»