Медики настаивают на его отставке
В конце декабря 2021 года нижегородцы создали петицию, в которой просили уволить главу регионального министерства здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова. В перечне причин, которыми объясняли такую просьбу, авторы называли безразличие и отсутствие необходимого управленческого опыта. Поводом стала смерть 10-летней девочки с тяжелым заболеванием. Практически следом появилась еще одна петиция. В ней говорилось, что 16-летняя жительница Сарова погибла из-за отсутствия нужных медикаментов. В обеих историях общее – отказ регионального минздрава в выдаче больным детям препаратов. Причем, в первом случае получить лекарство ребенок должен был по решению суда.
Кампанию против министра здравоохранения Нижегородской области Давида Мелик-Гусейнова организовал некий Александр Асмол. Под этим именем, как утверждает сам аноним, скрываются заместитель главного врача, детский хирург-травматолог, врач-пульмонолог, врач-онколог, анестезиолог и супружеская пара юристов. Свои настоящие имена они не называют, опасаясь за свои семьи и рабочие места. В интервью порталу «Живем в Нижнем» Александр Асмол рассказал, что не устраивает их в работе главы регионального минздрава, и почему они требуют его отставки.
– До пандемии коронавирусной инфекции министерство здравоохранения Нижегородской области редко занимало первые полосы изданий любого уровня. А уж какие-то громкие скандалы в отношении главы ведомства, вообще, наверное, нонсенс. Сейчас мы видим другую картину. Понятно, что коронавирус внес свои коррективы и минздрав просто не может быть в тени. Но что же изменилось в системе здравоохранения Нижегородской области с приходом Давида Мелик-Гусейнова?
– Прежде всего изменился микроклимат. Из-за того, что министр здравоохранения не имеет никакого отношения к медицине (Давид Мелик-Гусейнов в 2000 году окончил ПГЛУ по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация», в 2003 – ПГФА по специальности «Фармация» – прим.ред.), но сделал головокружительную карьеру в отрасли, для всех и прежде всего для молодых врачей это стало невербальным сигналом. Если вы хотите сделать карьеру в медицине, больше не имеют значения ваши профессиональные навыки. Отныне система оценивает ваше умение выстраивать отношения с фармкомпаниями, умение плести интриги, подставлять коллег. Запущен механизм отрицательного отбора, который по сути и позволил Мелик-Гусейнову стать министром, – говорит Александр Асмол.
– Практикующим врачам стало сложнее работать? В чем это проявляется?
– Совершенно определённо можно сказать, что работать стало очень тяжело и это не связано с непосредственным исполнением обязанностей врача. Это общая гнетущая бюрократическая атмосфера. Тонны бумаг, которые необходимо заполнить, лимит по времени на работу с пациентом, отношение к врачам со стороны проверяющих и правоохранительных органов, уголовные дела в отношении врачей. Несоответствие уровня заявленных чиновниками зарплат и реальностью, все это ведёт к профессиональному выгоранию и снижению социального статуса врача. Абсолютное большинство врачей презирают Мелик-Гусейнова, и он для них не является авторитетом. Высказать это вслух сейчас никто не осмелится, ведь мы врачи, а не политики. Никто не хочет лишиться работы, – говорит Асмол.
Сложившаяся в нижегородской медицине ситуация и подтолкнула местных медиков начать свою борьбу не только с COVID-19 и другими болезнями, но и чиновниками, рассказывает Александр Асмол. Спусковым крючком стала трагичная история 10-летней девочки, которая умерла, не дождавшись лекарства.
– Это, конечно же это не первый и, боюсь, не последний случай. Просто гибель Евы Воронковой лично затронула одного из нас. То отчаяние, которое он испытал от собственного бессилия помочь ребёнку, то что происходило с родителями девочки на протяжении года, когда они мужественно бились с минздравом в суде. Надежда на спасение замаячила после победы в суде, но бюрократия повернула иначе, – рассказывает Александр Асмол. – То нечеловеческое равнодушие, когда ребёнку было отказано в транспортировке в Москву на нижегородской скорой. Все это безумие стало последней каплей, после которой мы решили бороться с болезнью, которая называется Мелик-Гусейнов. Каждый из нас может оказаться на месте Евы или её родителей. С этим нельзя примириться!
На вопрос о целях кампании Асмол отвечает совершенно однозначно – отставка главы министерства здравоохранения Нижегородской области. Более того, активисты уверены, что она не за горами.
– В здравоохранении Давиду Мелик-Гусейнову не место. Мы хотим его отставки, как человека некомпетентного на должности министра и вице-губернатора, курирующего весь социальный блок. Во-вторых, пока идёт следствие по делу Евы Воронковой в его руках находится весь арсенал для давления на свидетелей, ведь все они его подчинённые. У него есть возможность манипулировать с документами. В-третьих, через открытые источники, юристы, которые нам помогают, нашли консалтинговый бизнес Галины Сергеевны Бачуриной, жены Мелик-Гусейнова. В её компании, сотрудничающей с крупнейшими фармкомпаниями, работают ближайшие друзья вице-губернатора. В соответствии с этическим кодексом правительства области, это расценивается как коррупционно опасное поведение. Это основание для разбирательства этическим комитетом правительства, – считает Александр Асмол.
– Кого вы видите на посту министра здравоохранения области?
– На этой должности должен быть врач с многолетним опытом, научными наработками, навыками администрирования крупным медучреждением. Человек, познавший все нюансы профессии. Крайне важно, чтобы его профессионализм и авторитет не вызывал никаких сомнений, чтобы его воспринимали как первого среди равных, как коллегу. Он не должен быть ангажирован какими-либо компаниями. Такие специалисты есть и в нашей области, и в других регионах.
К слову, для нижегородцев, следящих за происходящим в регионе, не секрет, что слухи об отставке Мелик-Гусейнова появились еще до Нового года. Причём инсайдеры даже называли имена троих кандидатов на должность министра. Пока в правительстве эту информацию опровергают, и слухи остаются на уровне домыслов.
– Без всякого сомнения, Мелик-Гусейнов токсичен для Глеба Никитина. Поведение его заместителя мощнейший удар по имиджу самого губернатора. Как опытный политик он не может не прорабатывать вопрос альтернативных кандидатов, как на должность министра здравоохранения, так и на должность вице-губернатора. Отставка Мелик-Гусейнова под благовидным предлогом – это лишь вопрос времени и готовности кандидата взвалить на себя тяжелейшее наследие нынешнего министра. Не каждый согласится принять руины, которые оставит после себя Мелик-Гусейнов, – резюмирует Асмол.
Мы будем следить за развитием событий – точку в этом деле пока ставить рано. Свою позицию и результаты собственных расследований нижегородские активисты публикуют в телеграм-канале.