Введение QR-кодов в Нижегородской области в ноябре 2021 года вызвало гораздо больше споров, чем локдаун весны 2020-го. Ограничения после летних фестивалей и праздников многим кажутся особенно жёсткими, и пока одни пытаются обмануть охранников в торговых центрах, другие пишут жалобы в прокуратуру и записывают обращения к президенту о, по их мнению, антиконституционных решениях местных властей.
Портал «Живём в Нижнем» разбирался в ситуации.
Куро-код и пачка чипсов
После двух нерабочих недель нижегородцев без QR-кодов не пускают в торговые центры, фитнес-клубы, кафе и другие организации сферы услуг. Те, кто не успел закупиться заранее, и не хочет делать прививку, начали хитрить. Кто-то попросил код у переболевших знакомых, кто-то — вовсе ходит с кодом от пачки чипсов или куриной грудки. Особый «шик» — получить QR-код своего полного тезки. Сразу предупреждаем: все эти способы незаконны, и за это предусмотрена ответственность!
При этом в некоторых торговых центрах проблем у посетителей не возникает. Охранники относятся к свалившимся на них обязанностям порой не очень ответственно и просто просят показать им код, не сканируя его смартфоном. Наверняка многие наши читатели могут вспомнить такие случаи.
— Охранник даже не посмотрел наши QR-коды! Просто стоял с бесконтактным градусником и нажимал на кнопку, видимо, измеряя температуру противоположной стены, — рассказала нижегородка, посетив один из торговых центров на Московском шоссе.
Есть и другие примеры: нижегородцы жалуются, что в крупных ТЦ без кода не пускают даже в продуктовые магазины и аптеки. А ведь указ губернатора гласит, что доступ в магазины с товарами первой необходимости, аптеки и пункты вакцинации должен быть свободным! Также горожане начали возмущаться, что охранники требуют паспорт вместе с QR-кодом. В ответ на запрос портала «Живём в Нижнем» о законности таких требований из правительства Нижегородской области прислали пресс-релиз о встрече замгубернатора Андрея Саносяна с руководством ТЦ. В нем говорится, что торговые центры должны распределить потоки посетителей так, чтобы без QR-кода нельзя было сделать покупки в других магазинах.
— У всех торговых центров различная планировка, поэтому и решения необходимо прорабатывать точечно. К примеру, сейчас на некоторых площадках стоит вопрос с размещением людей на время ожидания очереди на вакцинацию. Планируем собраться, посмотреть, что можно сделать, как улучшить ситуацию, — сказал Андрей Саносян.
Глава региона Глеб Никитин ответил на претензии к ЧОПовцам, которые требуют паспорта. По его словам, они имеют на это полное право.
— Паспорт нужен, чтобы сверить с сертификатом и убедиться, что он подлинный и принадлежит именно вам. Если в организации установлен пропускной режим, то охрана может проверять паспорт, это есть в законе об охранной деятельности, — ответил Глеб Никитин.
В торговых центрах проводятся рейды, чтобы проконтролировать, как соблюдаются правила. Административные протоколы составляют как на предпринимателей, так и на обычных граждан. Только за 12 ноября районные суды Нижнего Новгорода рассмотрели 25 протоколов в отношении физических лиц, но штрафовать их не стали, ограничившись предупреждением.
Права и свободы
Когда губернатор объявил о QR-кодах, некоторые активисты тут же начали собирать подписи за их отмену. Нижегородец Сергей Зимин с группой сочувствующих записал открытое обращение к Владимиру Путину. Активист называет вводимые ограничительные меры ущемлением конституционных прав граждан. Сложившуюся ситуацию он считает сегрегацией, сравнивая новые документы с «аусвайсами».
Другие активисты, объединившиеся в «Народное МСУ города Нижнего Новгорода», издали свое собственное постановление «об отмене применения QR-кодов». Участники объединения отказываются признавать новые правила и надевать маски в транспорте, что, к сожалению, приводит к конфликтным ситуациям.
— Например, недавно нашего соратника избили в трамвае, другую женщину незаконно заперли в салоне трамвая и удерживали, пока не пришла подмога, активистку-жительницу города недавно под угрозой неповиновения приказам полиции увезли в участок и продержали там три часа, оказывая психологическое давление, даже не дали воды, хотя человек просил. Это всего несколько случаев за одну неделю, времени не хватит перечислять их все, — говорится на странице объединения в социальной сети.
11 ноября активисты передали свое обращение с подписными листами в прокуратуру Нижегородской области. По их мнению, введенные ограничения нарушают положения Конституции на равенство прав и свобод человека, свободу передвижения, участие в культурной жизни и другие. В заявлении говорится, что нормы указа направлены не на улучшение эпидемиологической ситуации в регионе, а «являются инструментом административного принуждения к вакцинации от COVID-19».
— Да, нарушение прав и свобод человека запрещено. Более того, согласно статье 45 Конституции РФ, государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Но та же Конституция РФ позволяет ограничивать права и свободы граждан федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что следует из п. 3 ст. 55 Конституции РФ, — сообщила порталу «Живем в Нижнем» руководитель трудовой практики юридической фирмы «Тимофеев/ Черепнов/ Калашников» Ирина Питунова.
По словам специалиста, именно эта норма позволяет главам регионов вводить режим повышенной готовности, ограничивая граждан в некоторых правах на определенный период. Губернаторы руководствуются указом президента № 316, изданным в прошлом году в связи с распространением коронавирусной инфекции, и федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. То есть введение режима не противоречит действующему федеральному законодательству.
Кто-то скажет, что режим повышенной готовности — это ещё не чрезвычайная ситуация или чрезвычайное положение, и они отчасти будут правы. Режим повышенной готовности не предполагает введения ограничений и запретов на перемещение, и в этой части есть определённые противоречия в применимом праве, но в Конституции РФ прописана возможность ограничения прав и свобод гражданина и другими федеральными законами.
— Вводимые ограничительные мер, в том числе введение QR-кодов — это вынужденные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц, что позволяет сделать вывод о соответствии федеральному законодательству, но насколько эта мера будет эффективна — покажет время, — говорит Ирина Питунова.
По мнению юриста, попытки оспорить указы губернаторов в судах, с большей долей вероятности, будут безуспешными, а прокуратура, скорее всего, даст ответ, что нарушений действующего законодательства не установлено.
«Уходим в минус»
Конечно, не рады ограничениям и нижегородские предприниматели. Из-за нерабочих дней посещаемость ТЦ сократилась на 70-80%. А выручка нижегородских ресторанов после введения QR-кодов упала в среднем на 60% и более по сравнению с сентябрем. По словам руководителя Приволжской ассоциации рестораторов Александра Котюсова, речь идет именно о падении выручки, а о прибыли вообще «можно забыть». По мнению бизнесмена, немного сгладить ситуацию могли бы новогодние корпоративы, но пока на банкеты и любые коллективные мероприятия в ресторанах действует запрет.
— Думаю, что все мои коллеги-рестораторы в ужасе от первой недели с кодами и на калькуляторах высчитывают будущие ноябрьские убытки своих предприятий. При таком падении ресторан за редким исключением уходит в минус, — сообщил Александр Котюсов.
По его словам, единственная хорошая новость — бизнес начал получать выплаты в размере одного МРОТ на каждого занятого на предприятии.
Так чего же добились власти, вводя «коронавирусные» ограничения? Согласно статистике, показатели заболеваемости и госпитализации пациентов с COVID-19 наконец-то начали снижаться. После нерабочих дней среди офисных сотрудников заболеваемость снизилась на 10%, среди работников промышленных предприятий — на 11%, среди работников торговли — на 24%. Министр здравоохранения региона Давид Мелик-Гусейнов на брифинге заявил, что Нижегородская область выходит на плато по четвертой волне коронавируса, однако ситуация со смертностью от COVID-19 остается напряженной.
— Пик смертности наступает примерно на две недели позже пика волны, но я уверен, что через небольшое время и по этому показателю произойдет стабилизация, и мы будем снижаться, — сказал Мелик-Гусейнов.
После введения QR-кодов темпы вакцинации не увеличились, но и не снизились — примерно 14—15 тысяч человек в день. По словам заместителя главного санитарного врача региона Натальи Садыковой, 80% населения с учетом переболевших должно иметь иммунитет. То есть привить необходимо примерно 60-70% жителей региона. Для этого темпы вакцинации необходимо сохранять, а еще лучше — наращивать.
— Чем короче срок иммунизации, тем быстрее вирус уходит из популяции и формируется стойкое снижение заболеваемости, — подчеркнула Наталья Садыкова.
Остается надеяться, что к Новому году ситуация с заболеваемостью улучшится, и жизнь войдет в более-менее привычное русло. Хотя специалисты не исключают, что в начале 2022-го нас может ждать уже пятая волна COVID-19.