Он поделился свои видением подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода
В начале двухтысячных он первый вице-мэр города Нижнего Новгорода, затем председатель городской думы. Уже больше 11 лет Сергей Абышев живёт в Москве, но, тем не менее, связь с Нижним Новгородом поддерживает. Сейчас он президент некоммерческой организации «Фонд развития Нижнего Новгорода». В интервью в студии «Живем в Нижнем» поговорили о грядущем юбилее города и что это ему может дать, о том, как управляет регионом московская команда.
– В данный момент я занимаюсь тем, что называется JR, я организовываю связи бизнеса с государственными органами, и я считаю, что это успешное направление, поскольку люди которые пришли во власть они совершенно не понятны людям, которые работают в бизнесе. Им требуется переводчик, поскольку я прожил в Кремле, пусть нижегородском, очень длительное время. И я знаю все ходы, таинства … Сегодня этим успешно занимаюсь в Москве.
– Наверное вы были самым молодым вице-мэром в истории Нижнего Новгорода. Вам было 29 лет, когда заняли этот пост. Потом пост председателя городской думы. Казалось бы, всё впереди вся карьера впереди. Что случилось? Почему Абышев не состоялся как мэр Нижнего Новгорода?
– И решение было, скажем так, консолидированное, оно было взвешенным. Бюджет Нижнего Новгорода был совершенно другим, там не было такого количества денег, как сегодня, не было таких возможностей. Нужно было пройти несколько этапов, но команда политическая региона тогда просила предать публично их контр-игрока, на что получила отказ.
– То есть вам предложили публично выйти из команды Лебедева?
– Да, и стать главным федеральным инспектором.
– Вы отказались? Почему?
– Есть вот уличные принципы какие-то определённые. Те, которые нельзя переходить. Вот не предай, например. Я задал тогда вопрос: «Можно не публично?», мне ответили: «Нет».
– Если бы город развивался по тем законам, по которым он развивался тогда, по тем правилам, с теми людьми, он сейчас был такой же или другой?
– Это хороший вопрос и на него мне ответил покойный нижегородский академик, историк Филатов. И он мне рассказал некоторые параллели исторические. Для того, чтобы нижегородцы приняли Москву, Сергий Радонежский издал указ в колокола не звонить, пока нижегородцы не приползут на коленях. Через 3 дня нижегородцы пришли и дальше была череда свадеб, очень сложных мероприятий ровно пополам, смотрели расстояние. Руководил патриарх, ну сейчас он называется патриархом, тогда назывался митрополит Алексий, и всё это шло очень сложно. Правда, нижегородцы проиграли сначала битву на Клязьме. Таким образом, кто с 14 века управляет? Сложно! Как только нижегородцы в 14 веке прекращали воевать с москвичами и занимались Нижним Новгородом, то город расцветал. И вот великие расцветы относятся к 14 веку и они никак не связаны с Нижегородской ярмаркой. Это потом придумал Бессараб с Бедняковым.
– Я сейчас хочу вернуться вот к этой истории. Для нас это важно или нет – человек он местный или он приехал. Сейчас это много обсуждают…
– Это очень важно. В 2005 году я на Автозаводе избирался. И, когда решением суда меня сняли в 2005, тогда это был нонсенс. Никто не вышел, не митинговал. У меня денег не было, чтобы всё это организовывать. Но сама игра была очень интересная. Автозаводцы точно знали, кто я и кто мой конкурент. И что бы он ни делал, его рейтинг не рос. Особенность в чём заключается – если местные тебя действительно знают, то тебя и поддерживают. Вторая история: если ты хочешь привлечь инвестиции в город, то надо понимать, что это горожане, а не мистические люди, которые приезжают с каким-то деньгами. И если ты на рубль денег местных, 6 рублей собираешь с горожан, то у тебя эффект сумасшедший получается. А сегодня этого эффекта нет. По очень простой причине – надо рубль сдать и чтобы остальные были заинтересованы. Например, парки, скверы, сейчас благоустройство идёт. Дайте нижегородцам возможность их называть именами нижегородцев известных, которые что-то сделали для города. Появляется диалог.
– Вы сейчас вы связываете бизнес и губернаторов. Одни приезжают и не понимают, что надо этим и понимают, что надо тем? Это везде такая история? Сейчас практически 100% назначений губернаторского корпуса по всей стране это люди не местные, но за редким исключением. Их откуда-то берут, присылают, он там работает…
– Считалось, что это эффективная модель. Она работала до 1917 года в России…
– Но сейчас-то не 1917-й
– Вот факторы пространства и времени, если брать философскую терминологию, они здесь в данной ситуации не совпадают. Берется модель, которая работа тогда и перекладывается на современную модель. Принятие решения стало другим. Вот по всей вертикали власти совершенно другое принятие решений. Я на всю жизнь запомнил плачущего премьера Рыжкова, который говорил: «Ну, товарищи министры! Ну, кто-нибудь начните работу!» Я его спрашивал, неужели это и правда было. А он говорит: «А что мне с ними делать? Вот представь себе- я премьер-министр, а их было 250 министров тогда. Как я с ними могу бороться? Уволить? Сразу всех?». Поэтому надо ставить себя на место первого лица. И вот когда там кого-то критикуют, я всегда стараюсь подумать, а к чему приведёт. То есть вот сделай замену, а что будет?
– Нижний готовится к 800-летию. И вот моя субъективная оценка, она может не совпадать с реальным положением дел, Нижний не готовится к 800-летию. На ваш взгляд, как обстоят дела?
– Вопрос вообще по-другому звучит. А Нижний способен к этой дате на один рубль привлечь 6 рублей? Если бы Нижний построил новый водоканал, ну к примеру. У нас же, кроме Автозавода, нигде нет ливневок. Всё стекает самому. Ну объяви: «Уважаемые нижегородцы, вот вам 3 рубля в тарифе, но вы получите эти ливнёвки там тогда-то в таком-то году». Модернизации города нет! Я в данной ситуации системных шагов не вижу.
Полную версию интервью смотрите ниже