Россияне опасаются возвращения «Синего кита»
За последнюю неделю Россию потрясло множество случаев совершения и попыток суицида, которые совершали дети. В основном речь идет о россиянах подросткового возраста. Обозреватели nn.ru проконсультировались с психологами и юристами насчет сложившейся ситуации.
Так, 13-летняя гимнастка покончила с жизнью в Ростове-на-Дону 4 февраля 2021. Она училась в интернате со спортивным уклоном. Сообщается, что веселая, добрая, дружелюбная девочка покончила с собой из-за «нездоровой атмосферы» в учреждении.
Тело ученицы 10-го класса нашли под окнами дома в Магнитогорске 8 февраля. В тот же день в Челябинске с собой покончил 16-летний подросток.
Похожая ситуация произошла на следующий день в Самаре. Две 12-летние школьницы спрыгнули с одного из домов, совершив совместное самоубийство. Известно, что одна была фотомоделью, а другая – гимнасткой. Кроме этого, девочки были отличницами и состояли в хорошо обеспеченных семьях.
На следующий день, 10 февраля, с 7-го этажа жилого дома выпала 15-летняя школьница в Минусинске. Обстоятельства падения неизвестны.
Три московские школьницы совершили попытку самоубийства 11 февраля. К счастью, их удалось спасти. В этот же день в Красноярском крае был обнаружен мальчик 9-ти лет с признаками асфиксии – задохнулся. Правоохранительные органы предположили, что он совершил суицид. Мать ребенка во время трагедии находилась в другой комнате с двумя младшими детьми. Когда она забеспокоилась и пошла проверить старшего, он был уже мертв.
Добавим, что в Нижегородской области были зафиксированы несколько суицидов, которые совершили дети. 27 января 17-летний автозаводец спрыгнул с Канавинского моста и разбился. Он оставил записку родителям, в которой попросил их не винить себя. Также, находясь на мосту, он позвонил своей девушке и попрощался. В записке он сообщил, что к суициду его подвигла сильная эмоциональная нагрузка. Позже, 3 февраля в Канавинском районе 14-летняя девочка упала с 9-го этажа. До трагедии она училась в школе № 52. Предположительно девочка также совершила самоубийство.
Эксперты разошлись во мнении о связи детских смертей
Подлинного подтверждения тому, что все эти случаи могут быть как-то связаны, нет. Как сообщили корреспонденты nn.ru опрошенные ими психологи и юристы во мнении разошлись.
Директор центр психолого-педагогической поддержки семьи «Не лишние дети», клинический психолог, а также кандидат психологических наук Елена Морозова предполагает, что данные случаи могут иметь общее начало:
– Дети 12-14 лет – самые уязвимые, им трудно ориентироваться в социальной ситуации. Это дети, у которых еще низкий уровень рефлексии – способности осознавать, что с ними происходит, и находить выход. Общая наша обстановка не помогает, а скорее усложняет их состояние.
Однако по мнению адвоката по гражданским и уголовным делам Андрея Конышева объединять такие инциденты нельзя.
– Раньше, когда интернета как такового не было, суициды у школьников случались из-за личных трагедий, – объясняет г-н Конышев. – Проблема подростковой агрессии у нас в стране только растет, и ко всему этому стали прибавляться новые причины — наркотики и так называемые «группы смерти» в соцсетях.
Отмечается, что проблема суицида среди несовершеннолетних граждан в России тянется корнями еще к 90-м годам. Тогда страна находилась в «списке» мировых лидеров по среднему показателю самоубийств среди детей – он превышал в три раза средние цифры на всей планете.
Координатор проекта «Молодежная служба безопасности» и психолог Леонид Армер рассказал, что в России сильное снижение самоубийств произошло в период 2000-2015 годов. Страна менялась, и люди чувствовали перспективы. Однако в 2014-2015 годах начали набирать рост детско-подростковые суициды.
– Причины подростковых суицидов разные, начиная от психических расстройств, которые родителями игнорировались, а сами дети о них молчали, и до острых ситуативных переживаний, которые подростковая психика не способна переработать, Добавьте к этому сильную нагрузку в школе, проблемы со сверстниками, страх перед ЕГЭ, – отмечает Леонид Армер.
Влияние «групп смерти», в том числе «Синего кита» на подростков
Разговоры о «Синем ките» и «группах смерти» как вирус пошли по семьям в 2016 году. Такие группы направлены на «зомбирование» детей, где им даются опасные для жизни и здоровья задания, за невыполнение которых также назначается наказание. Последнее задание – самоубийство. Резонансные новости повергли родителей в страх. В российских школах собирали экстренные собрания, на которых рассказывали и предупреждали о «группах смерти». Также Госдума ввела законопроект о наказании создателей суицидальных групп. Так, администратор нескольких групп Филипп Будейкин был осужден на 3 года и 4 месяца колонии-поселения в 2017 году.
– Ту самую первую волну в 2016 году по большому счету удалось загасить к концу 2018 – началу 2019 года – это стало «немодно», дети больше прикалывались над этим, одиозных кураторов пересажали, – рассказал Леонид Армер. – Процентов 80 кураторов были сами подростки от 13 до 18 лет, они обошлись спецшколами, лечением в психоневрологических диспансерах, постановкой на учет, условными сроками.
Психолог также отметил, что уровень суицидов в 2019-2020 годах был относительно спокоен, однако с наступлением коронавирусной пандемии он снова пошел на рост. Он объясняет это тем, что стала усиливаться тревожность, люди перестали «видеть будущее» и не знали, что будет дальше. Дети перенимали эмоциональное напряжение взрослых, однако справиться с этим и переживаниями не могли.
– Однако, объяснять все попытки суицида одной причиной нельзя, – считает г-н Армер. – Единственное, что можно сказать, – психическое состояние людей за последний год ухудшилось.
Отмечается, что гибель самарских девочек, которые выпрыгнули из окна связывают к их якобы причастности к «группам смерти». У одной их них было обнаружено запрещенное аниме «Тетрадь смерти», которое ее предположительно заставляли смотреть по заданию.
На основании практических наблюдений г-н Армер заявил, что склонить к суициду здорового ребенка практически невозможно. Дети, приходящие в такие группы, уже имеют психические расстройства.
– То есть проблема не в интернете как таковом, а в жизненных ситуациях ребенка, которые заставляют его воспринимать реальность как безвыходную, – считает Леонид Армер. – А вот уже в чатах, даже без всякого куратора, такие дети дают друг другу негативное подкрепление, что способно ухудшить состояние и спровоцировать попытку суицида.
Кроме этого, он отмечает, что даже у самих кураторов подобных групп наблюдаются опасные психологические заболевания: суицидальные мысли, нарушение восприятия реальности, ПРЛ, параноидная шизофрения. Бывают случаи, когда кураторы даже превращаются из «охотников» в «жертв», которые готовы совершить самоубийство раньше своих «подопечных».
Психологи считают, что в первую очередь детям должны помогать родители. Для этого им необходимо иметь близкие, доверительные отношения с ребенком. В период взросления подростки подвержены эмоциональным переживаниям, и именно родитель может и должен поддержать своего ребенка, поговорить с ним о проблемах, успокоить.
Как можно помочь ребенку?
Как отмечают корреспонденты nn.ru, как только новость о смерти подростка вызывает общественный резонанс, люди начинают искать виноватых и чаще всего в крайних после интернета оказывается школа.
По этой причине, в 2020 году представители Министерства просвещения нашли решение проблемы – они выпустили методичку для преподавателей, в которой описано как бороться с суицидальными настроениями школьников. В ней также указан список асоциальных групп, а именно:
- радикальные группы подростков, которые отвергают общепринятые нормы и правила, а также стремятся к тотальному изменению действующих порядков;
- анархонигилистические (панки, экстремисты);
- нонконформные (протестные) группы;
- криминальные группировки (гопники) и традиционные соседские группы подростков (дворовые компании).
Детский и семейный психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт, рекомендованный терапевт Московского института гештальт-терапии и консультирования Полина Зелексон окрестила методичку «приветом из 90-х». По ее мнению, люди, которые ее составили отстают от современности. Она считает, что в современной культуре таких групп уже давно не осталось.
Адвокат Андре Кондрашев заявил, что администрация школ больше беспокоится за свою репутацию и часто скрывает информацию о конфликтах, которые как раз могли повлиять на решение подростка совершить суицид.
– В 90% случаев они пытаются скрыть травлю в школах, чтобы не прославить себя в негативном плане, ведь это грозит увольнением и позором для руководителей и ответственных учителей, никуда потом не устроиться, – считает адвокат. – Правоохранителям приходится разве что опрашивать родителей, которые раньше забирали своих детей из этих школ и переводили в другие, — тем уж точно бессмысленно скрывать правду.
Кстати, та же методичка предлагает педагогам следить за социальными сетями учеников. Однако, психологи считают, что это недопустимо, и осуществлять подобный контроль могут лишь родители причем на добровольном согласии ребенка – родитель ни в коем случае не должен насильно заставлять свое чадо показывать соцсети.
Психологи утверждают, что основным фактором эмоциональной нагрузки подростка является обстановка дома. Побег ребенка из дома означает, что подросток не справляется с эмоциональным давлением и не знает, как себя вести и что делать дальше. Специалисты советуют больше времени уделять своим детям и общаться с ними.
Полина Зелексон считает, что внешне поводов суицида может быть великое множество и все они поверхностны. Однако реальная причина кроется в потере ребенком социальных связей внутри семьи:
– Подросток должен чувствовать себя любимым, каким бы он ни был: не сдавшим ЕГЭ, пришедшим пьяным. Его поругают, но его всё равно любят. Если этого нет — тут и правда велик риск суицида.
Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за социальные связи лежит на родителях и не стоит ее перекладывать на школу и товарищей. В первую очередь в самой семье должны быть близкие отношения.
– Будьте друзьями своим детям, говорите с ними, не нравоучайте, а слушайте, что они думают и чувствуют, – обращается к родителям психолог Елена Морозова.
Она считает, что с детьми особенно которым уже исполнилось 12-13 лет, можно и нужно говорить о жизни и ее ценности, о том, что самоубийство – не выход. Елена Морозова советует родителям обсуждать с детьми то, что их волнует и искать выход и решение проблем вместе.
Напомним, что нижегородцы собирают подписи против «цифровизации» образования.