В последние годы уровень экологической грамотности нижегородцев повысился
По данным аналитической компании GVM, в 2019 году в Германии 94% ПЭТ-тары отправили во вторичный оборот. За счет чего другие страны получают высокие проценты переработки, как обстоит ситуация со сбором и сортировкой вторсырья в Нижнем Новгороде и что необходимо для того, чтобы она изменилась – эти и другие темы мы обсудили в коротком интервью с руководителем общественной организации «Изменим мир» Анастасией Плужниковой.
– Для начала несколько общих вопросов про экологию и раздельный сбор мусора. Почему важно сдавать вторсырье без остатков пищевых отходов и этикеток?
– Начнем с того, как вообще происходит процесс переработки пластика. Условно говоря, при определенных температурах он размягчается в однородную массу, которую можно сравнить с мягкой карамелью, а потом вытягивается в нить и рубится. Соответственно, если туда будут попадать какие-либо вкрапления не пластиковые, к примеру, этикетки или фольга, то они будут инородными телами в гранулах, которые получаются на выходе. И когда из них уже будет изготавливаться вторичная продукция, то они могут влиять на её качество. Когда мы это убираем, то получаем однородную массу и всё нормально, поэтому этикетки и удаляют. То же самое с остатками пищи, если попадает масло или еда какая-нибудь, то она не перегорает и полностью нарушает процесс, если говорить о пластике. Касательно бумаги, в малом количестве это не окажет значительного влияния, но большое количество масла или еды – критично, это попросту нарушит процесс сцепки целлюлозы между собой и сырье получится не качественным, из него попросту не получится сделать снова бумагу. В вопросе переработки металла и стекла это уже не актуально, там настолько высокие температуры, что всё лишнее перегорает.
– Правда ли что чековая бумага не перерабатывается?
– Да, там целлюлозы практически нет, поэтому она никому не нужна.
– В связи с этим возник вопрос. Сейчас на некоторых остановках города появились урны для раздельного сбора мусора и пассажиры, выходя из транспорта, выкидывают в них билеты, напечатанные на этой самой чековой бумаге. Как правильнее поступать в такой ситуации?
– Во-первых, если мы говорим про Нижний Новгород и про так называемые умные остановки, то на данный момент они обслуживаются обыкновенной дорожной службой, что и все остальные остановки. Вне зависимости от того в какой контейнер вы сейчас что-либо выбросите – всё пойдет на общий полигон. Было в планах заключить договор с компанией, которая бы вывозила именно эти урны и досортировывала их. К этому также должна была быть определенная рекламная компания, но пока всё пошло не так.
– А что касается желтых контейнеров, которые встречаются в некоторых дворах, как с ними обстоит ситуация?
– Их обслуживает региональный оператор, если есть свободная машина, то это вывозят отдельной машиной, если таковой нет – приезжает обыкновенная машина. Да на это нужно жаловаться, но нужно понимать, что если в гараже нет нужной машины, то поедет та, которая есть – это просто логистика. Что происходит, когда это приезжает на мусоросортировочный комплекс, поскольку там всего одна сортировочная линия, то они, мы это даже видели, собирают всё в отдельную кучу из этих желтых контейнеров. Затем часть спускается на эту линию – отсортировывается, потом на эту же линию запускается общий мусор и из него что-нибудь отсортировывается. Проблема в том, независимо от того из какого контейнера отобрано сырье, из зеленого или желтого, оно попадает в один общий накопитель. При таком раскладе сырье по своей экономической ценности становится гораздо дешевле, чем, если бы оно было чистое. Единственное, что стоит всё-таки учитывать, что процент отборки из желтого контейнера может достигать 80%, если люди выбрасывают в них то, что нужно, а из обычного зеленого – не более 5-7%
– Как вы считаете, в последние годы уровень экологической грамотности нижегородцев повысился?
– Повысился.
– С чем это может быть связано?
– С тем, что кто-то ведет с ними какую-то работу. Например, мы можем отметить, что людей на наши акции приходит больше.
– Как лучше мотивировать людей заботиться об экологии родного города?
– Воспитание с раннего детства. На данный момент у нас люди вообще не понимают, зачем это надо делать. У нас всё пытаются объяснить, что их надо рублем мотивировать, но это не та ситуация. Экологическая мотивация она должна быть отчасти, а то и целиком идейной. Люди должны понимать, что вкладываясь своими действиями в идею, назовем это условно «Чистый город», они будут иметь не экономическую выгоду, которая напрямую в деньгах выражается, а это будет их здоровье, психологическое и стрессовое состояние. Это всё про здоровье, на самом-то деле, про долголетие, спокойствие, такую выгоду деньгами не измерить, но, тем не менее, если перекладывать на конкретные сферы жизни, то всё можно посчитать.
– Наверняка вы знаете какие-нибудь примеры положительного опыта других городов и стран в сфере рационального обращения с отходами?
– С другими странами вообще проблемно, потому что если брать ту же самую Европу, Китай, Японию, там всё равно очень много отходов сжигается. Там уже давно приравнено сжигание к энергетической утилизации. То, что при сжигании идет в энергию – это считается утилизацией, у нас такого еще нет. Поэтому здесь-то мы идем, на самом деле, до сих пор в передовой на мировой арене, а что будет дальше – не знаю. Многие страны, которые сейчас хвастаются большим процентом переработки, получают его за счет того, что сжигают мусор. Опять же, есть в Японии отдельные города, либо микрорайоны, которые собирают и сортируют по несколько десятков фракций сырья, но зачем, когда на уровне квартиры можно разделить хотя бы сухое от мокрого, условно говоря, органические отходы от всего остального и всё остальное потом на нормальном сортировочном комплексе отсортировать. Зачем напрягать людей бесполезной деятельностью, главное, во-первых, собрать все очистки отдельно, всю упаковку – отдельно. Во-вторых, вести модернизацию упаковки в сторону экологичности.
– Чего по вашему не хватает нашему региону, чтобы стать областью, где по-настоящему эффективно и грамотно обращаются с отходами и берегут окружающую среду?
– Не хватает вообще полностью системы, то, что сейчас есть это только на бумаге, на практике нет ничего. Единственное, приемные пункты, которые у нас есть это вообще уникальная история для России, в таком масштабе, такого больше нигде нет, но, тем не менее, в глобальном масштабе это никак не решает проблемы с отходами, то есть они по-прежнему попадают на захоронение, а не переработку.
– В завершении вопрос, какие вы видите приоритетные задачи в своей работе? Есть ли у вас идеальная цель? Если да, то что необходимо для её достижения?
– Первое – это введение системного экологического просвещения среди населения. Именно системного, а не когда к вам пришли, один раз рассказали и всё. Вот как нас учат с детства, к примеру, ходить, читать, рисовать, то есть закладывать тот навык, которые остается на протяжении всей жизни и только модернизируется или улучшается, наполняется новыми смыслами. Что касается непосредственно нашего основного направления, а именно отходов – необходимо введение новых стандартов упаковки, чтобы она была максимально простой и перерабатываемой. Продукция не должна с нами играть за счет красочной упаковки и маркетинга, а должна брать качеством самого продукта. Внешний вид упаковки должен иметь минимальное значение, но сама она должна обладать максимальным функционалом. Также следует популяризировать идею расширения ответственности производителя. Причем в данном вопросе должны быть максимально заинтересованы сырьевые компании, которые занимаются сбором вторсырья, а люди должны выступать только как поддерживающая сила. Вот и всё.