Новшества учебного процесса

Первый месяц учёбы в образовательных учреждениях завершён. После долгого отсутствия школьники и учителя 1 сентября наконец-то вновь смогли вернуться в свои альма-матер. Однако долгожданный очный учебный год ознаменовался новыми требованиями,…

Первый месяц учёбы в образовательных учреждениях завершён. После долгого отсутствия школьники и учителя 1 сентября наконец-то вновь смогли вернуться в свои альма-матер. Однако долгожданный очный учебный год ознаменовался новыми требованиями, которые появились в связи с пандемией коронавируса. О том, как соблюдаются профилактические меры в учебных заведениях, и какие нововведения вступили в силу в этом учебном году, мы беседуем с и.о. директора департамента образования Светланой КОНДАКОВОЙ:

— Начала учебного года ждали с нетерпением и дети, и взрослые. Очень многое было сделано в плане подготовки учреждений: это ремонтные работы, приобретение оборудования и мебели, благоустройство территорий. Школы становятся комфортнее и современнее. Заработали ещё восемь классов, оборудованных в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Активно готовится школа № 14 к приёму ребят на обучение по программам дополнительного образования в рамках проекта «Успех каждого ребёнка». Надеемся, в скором времени ученики школы № 7 начнут обживать новый пристрой. Средства и силы затрачены немалые, в том числе и родительские. Поэтому хочу призвать всех участников образовательного процесса бережно относиться к имуществу.

В 2020-2021 учебном году новшества касаются, прежде всего, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований по содержанию и организации работы школ. В течение всех летних каникул руководители образовательных учреждений готовились к началу учебного года: не только организовывали работы по ремонту учреждений, но и приобретали средства индивидуальной защиты, антисептики, термометры, рециркуляторы, бактерицидные лампы. Приобретение приборов по обеззараживанию воздуха продолжается и сейчас.

Ежедневно при входе в школу проводится утренняя термометрия учащихся и педагогов. Кстати, такая простая процедура уже позволила выявить несколько случаев, когда дети приходили в школу с температурой -их незамедлительно отправляли домой, чтобы не подвергнуть риску заражения других. Родителям следует внимательно следить за здоровьем ребёнка и не направлять его в школу с первыми признаками ОРВИ.

Расписание уроков составлено так, чтобы сократить количество контактов на переменах и в столовой, отменена «кабинетная» система, за исключением занятий, требующих специального оборудования (технология, физика, химия и др.). В соответствии с методическими рекомендациями регулярно проводится уборка с применением дезинфицирующих средств. Одним словом, всё направлено на то, чтобы снизить риск заражения коронавирусом и другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путём, и учащихся, и педагогов. Также с этой целью в школах и детсадах проводится кампания по вакцинации против гриппа. В настоящее время привито 64% педагогов и 22% обучающихся и воспитанников.

— Будут ли в этом году проходить олимпиады, конкурсы для учащихся?

— Массовые мероприятия пока под запретом, но это не значит, что всевозможные конкурсы и олимпиады будут отменены -их проводим в онлайн-формате. Так что у всех учащихся будет возможность заявить о себе, было бы желание! С 1 сентября уже стартовал школьный этап Всероссийской олимпиады, который проводится в период с 25 сентября по 30 октября. В наступившем учебном году восемь регионов России (Нижегородская, Тюменская, Оренбургская, Самарская, Воронежская области, Республика Дагестан, города Севастополь и Сочи) примут участие в апробации проведения школьного этапа олимпиады на платформе образовательного центра «Сириус». Так что впервые для учащихся Арзамаса школьный этап олимпиады пройдёт в онлайн-формате. Олимпиадные задания ребята будут выполнять в личных кабинетах ОЦ «Сириус», коды доступа предоставят школы.

— Светлана Геннадьевна, объясните, пожалуйста, почему пятиклассники в одних городских школах изучают второй иностранный язык, а другие — нет? Разве программа не одинакова для всех?

— Требование обязательности изучения второго иностранного языка содержится в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373. Отказаться от его изучения по желанию учащегося или его родителей невозможно. Иностранный язык, который будет изучаться в качестве второго (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), а также класс, с которого начинается его изучение, определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из наличия соответствующих материальных и кадровых ресурсов. Поэтому в одних школах изучение второго иностранного языка начинается уже в 5-ом классе, а в других — только с 7-го.

— Как в этом году организовано питание в школах?

— В первую очередь изменения коснулись начальной школы. С 1 сентября этого года 4822 учащихся 1-4-х классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием. Для оказания данной социальной поддержки в 2020 году предусмотрено 21091,7 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 14573,1 тыс. рублей, областного бюджета — 5119,9 тыс. рублей и городского — 1398,8 тыс. рублей. В зависимости от режима (смены) обучения школьникам предоставляется завтрак или обед на сумму 60,33 рубля. Повышение стоимости питания позволило расширить ассортимент блюд, заменить колбасные изделия на мясные. В меню предусмотрены йогурт, фрукты, соки, молоко витаминизированное, коктейль, молочный шоколад. Питание учащихся 5-11-х классов организовано за счёт средств родителей. Организация горячего питания осуществляется по цикличному двухнедельному меню, согласованному с ТУ Роспотребнадзора, с учётом калорийности суточного рациона. Примерные меню завтраков, обедов размещены на сайтах школ, также ежедневно родители имеют возможность ознакомиться с меню в системе безналичной оплаты школьного питания «Ладошки». Важно, что

в каждом учреждении разработано положение об осуществлении родительского контроля за питанием.

— К нам в редакцию обращаются взволнованные родители по поводу того, что учебный год только начался, а школьников уже усадили за проверочные работы. Как так?

— Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с целью осуществления мониторинга уровня подготовленности учащихся. Отличие ВПР-2020 от ВПР прошлых лет заключается в том, что они проводятся не как обычно — весной, во второй половине учебного года, а перенесены на сентябрь-октябрь. Это сделано для того, чтобы в сложившейся непростой эпидемиологической ситуации посмотреть, на каком уровне находится освоение образовательных программ во всех школах страны. В 2020 году Всероссийские проверочные работы будут проводиться по материалам предыдущего года обучения. Поэтому их пишут учащиеся 5-8-х классов в штатном (обязательном) режиме, а учащиеся 9-х классов — в режиме апробации. Ни родителям, ни детям не стоит беспокоиться по поводу результатов тестирования, потому что выставление отметок не допускается.

— А нынешних десятиклассников, которые в прошлом учебном году должны были сдавать основной государственный экзамен (ОГЭ), коснётся проверка знаний?

— Да, с целью проверки качества знаний обучающихся 10-х классов в октябре будут проведены диагностические работы (ДР). Обязательными предметами станут русский язык и математика, остальные — по выбору. Участие в ДР-10 является обязательным. Исключение составляют случаи отсутствия участника по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтверждённым документально. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дети-инвалиды, обучающиеся по образовательным программам, принимают участие в диагностике без создания особых условий. Для проведения ДР-10 используются контрольно-измерительные материалы основного государственного экзамена. Выставление отметок также не допускается.

— Что ещё нового в системе образования?

— С 1 сентября 2020 года учащиеся 10-х классов начали обучение по федеральным стандартам среднего общего образования. Одной из его особенностей является профильный принцип образования. Определены пять профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. Кроме того, делается акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми стандартами школа предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов. В нём также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

— Приближается День учителя. Что вы пожелаете своим коллегам?

— Искренне поздравляю всех педагогов и ветеранов с этим замечательным праздником! Именно от мастерства, мудрости и терпения учителя зависят профессиональное становление, жизненный успех и нравственное здоровье подрастающего поколения. Примите слова признательности за ваш труд и верность учительскому долгу. Искренне желаю вам доброго здоровья, бодрости духа, неиссякаемого запаса душевных сил и энергии. Пусть во всех делах и начинаниях вам сопутствует удача.