Выставка нижегородского фотографа открылась в НГВК на пл. Минина

Она называется «Приглашение в Китай»

Выставка нижегородского фотографа открылась в НГВК на пл. Минина
фото Аркадия Сухонина

Она называется «Приглашение в Китай»

Персональная выставка нижегородского фотографа Аркадия Сухонина открылась в выставочном комплексе. Экспозиция работает до середины декабря 2020. Наш корреспондент встретился с Аркадием и узнал, как родилась идея показать Китай с необычной стороны.

- Сколько лет вы уже занимаетесь фотографией?

- Я фотографирую уже больше 20 лет. Попробовал разные направления и ближе всего мне жанр фотожурналистики или фоторепортажа. Это не первая моя выставка. И чаще всего я выставляю именно не постановочные снимки, а так называемые street-фотографии. Создавая такие фотографии, я стараюсь не пересекать границу героя, а наблюдать со стороны за ним.

- Мне кажется, такой вид съемки – ценнее, потому что ведь сложно поймать тот самый момент…

- Хороший кадр в любом жанре создать сложно. Для кого-то этот жанр покажется неприемлемым. Кто-то любит снимать в студии и снимает божественно портреты. Поэтому все очень индивидуально. Я на занятиях в фотошколе ученикам рассказывал, то, чему меня научили мастера фотографии – лучше специалисту работать в одном жанре, в одном направлении. Сейчас тенденции меняются:  требуется умение снимать не только в одном жанре, но и работать в разных. Например, современный оператор на телевидении должен и текст написать, и интервью взять, а корреспондент – уметь работать с видеокамерой. Мода и динамика в журналистике меняются.

- Вы сказали, что занимаетесь фотографией уже 20 лет. Как вы к этому пришли? Может быть, был какой-то день или какой-то момент, когда вы решили, что это – мое.

- Это был длинный путь. Первый раз в руки фотоаппарат я взял в 5 лет. К нам в детский садик пришел фотограф, и он принес с собой разные предметы. Девочек тогда с куклами снимали, мальчиков – с паровозами или машинами. А мне дали профессиональный фотоаппарат. Я тогда только предположил, что это такое. Но уже тогда он меня покорил своей внешностью – кожаными ремнями, хроматическими обводками корпуса, стекла блестели. А потом как, наверное, большинство советских мальчишек, я в подростковом возрасте проводил время в ванной под красным фонарем. С другом и братом мы пытались фотографировать, проявляли, печатали…  Получалось сначала не очень хорошо, не резким. Мне показалось, это очень скучным и меня это не зацепило и не увлекло. А потом уже, отслужив в армии, я поступил в школу телевизионного мастерства, которую закончил и остался работать на телевидении, именно как телеоператор. Потом стал монтировать документальные фильмы. И в один прекрасный момент, был у меня такой в жизни чукотский период - когда большой нижегородский десант журналистов уехал работать на Чукотку. И там не было фотографа, меня спросили, не могу ли пофотографировать еще. И вот, тогда я начал делать первые профессиональные шаги в фотографии, но имея уже за плечами базу телевизионную. Чаще всего в профессию телеоператора приходят из фотографии, а у меня получилось наоборот.

На Чукотке Аркадий прожил целых 8 лет

- Чукотка … Там же, наверное, сумасшедшие пейзажи?

- Если откровенно, как и тогда, в первые мои годы, которые я проводил на Чукотке, местные жители меня спрашивали: «Ну, как? Нравится тебе у нас? Красиво?». А я, чтобы не обидеть их, скромно говорил: «Нравится, нравится!». Но первые годы я никак не мог привыкнуть. Всего я там прожил 8 лет, и первые два года она меня абсолютно не зацепила, не раскрылась. Потому что, там 8 месяцев в году такое белое безмолвие. Потом, когда наступает короткий теплый период, тундра расцветает, как персидский ковер. Но это проходит очень быстро. Плюс очень сложно путешествовать по округу, он большой и все самое интересное происходит, конечно, не в столице – в Анадыре. Медведи – на севере, тайга – на западе, на границе с Якутией. Ледники и айсберги это Берингово море, на востоке, олени – в тундре, то есть весь колорит чукотский, за которым мы все ехали, он проходил вне города. А добраться туда это только на вертолете или редкий катер, если летом. Но со временем и я привык к Чукотке и она, мне кажется, приняла.

Чукотка не сразу понравилась фотографу

- Ваша новая выставка называется «Приглашение в Китай». Там вы тоже прожили долгий период?

- Нет, это было 4 поездки за 10 лет. Это были короткие визиты. Первая – туристическая поездка в 2009 году. Я провел ночь в Шанхае, потом улетел на туристический остров Хайнань, там встретили новый год. Следующие поездки были уже деловые командировки. Я был в Пекине, Шанхае и еще в Ляньюньгане. Последний, кстати, интересен тем, что там начинается железнодорожный шелковый путь, который сейчас строится. Он будет развиваться, и пройдет через территорию Китая, Казахстана, России. Мы мечтаем о том, что он свяжет Калининград и этот город Ляньюньгань.

Китай - страна, в которую хочется возвращаться

- Наверняка, на выставке далеко не все снимки, которые вы привезли из Китая. По какому принципу вы их отбирали?

- Изначально, еще в период съемки, мне кажется, что фотографы делятся на две большие категории. Есть те, которые сидят «в засаде» и ждут свой кадр, когда он придет. Вот он полностью сложился, как они его представляют и нажимают кнопку – дают снимок. Это высший пилотаж в профессии, как я считаю. Остальная часть снимает с неким запасом, потом из этого запаса выбирает. Половина, может быть, уходит в брак, оставшаяся половина живет какое-то время. Потом спустя еще некоторое время, какие-то из этих снимков тоже уйдут в отсев. И для выставки, конечно, уходит большой срез. Я отношу себя ко второй категории, поэтому все снимки, которые представлены на выставке, конечно, прошли некую фильтрацию и даже не одну.

- И все-таки, почему вы отобрали именно эти снимки?

- Я хотел, чтобы просто не повторялся сюжет. Это то, что мне понравилось, что меня зацепило, на что я обратил внимание, чтобы были представлены маленькие фоторассказики. Это индустриальное направление снимков, потому что это 4 города, они большие, промышленные. Сельского хозяйства практически нет на этих фотографиях, хотя Китай богат своим сельским хозяйством. Есть снимки рыболовецкой тематики, потому что Ляньюньгань он портовый, рыболовецкий город.

- Как вам Китай в целом?

- Это страна, в которую мне всегда хотелось всегда возвращаться и еще хочется побывать там. У меня так получалось, что я туда приезжал через каждые два года и зачастую, приезжая в тот же Ляньюньгань, город можно было не узнать. Настолько он быстро развивается. Жилые дома, промышленные, развязки, дороги… Темпы строительства не сравнимы ни с какой Москвой и Московской областью. А люди мне очень показались похожи на русских. Даже не зная языка, но наблюдая за ними на вербальном уровне, как они общаются с детьми, как они разговаривают со стариками, как они обедают, очень похоже на нас. Поэтому я всех призываю побывать в Китае, посмотреть уникальную страну и людей. И приглашаю всех желающих посетить выставку в нижегородском выставочном комплексе.

Китайцы очень похожи на русских людей