Конкурс «Профессионалы» на Горьковском автозаводе собрал более 200 мастеров

Фото Конкурс «Профессионалы» на Горьковском автозаводе собрал более 200 мастеров - Новости Живем в Нижнем
Фото: Михаил Сорокин

Более 200 мастеров своего дела приняли участие в конкурсе «Профессионалы» на Горьковском автозаводе. В течение двух дней лучшие специалисты из самых разных сфер демонстрировали свои навыки.

Конкурс профессионального мастерства проводится в два этапа. На первом этапе определились претенденты на звание лучших, которые и встретились в финале, на корпоративном этапе.

Конкурс «Профессионалы» – часть большой программы по развитию кадров, инициированной на Горьковском автозаводе много лет назад промышленником Олегом Дерипаской. Эта программа включает в себя обучение рабочих второй/смежной профессии, переподготовку и повышение квалификации специалистов, развитие управленческих компетенций менеджеров, оказание содействия работникам в получении второго высшего образования и изучении иностранных языков, программы наставничества, формирование и развитие кадрового резерва и пр.

В этом году в конкурсном регламенте произошли серьезные изменения. В названиях номинаций теперь указаны не специальности, а компетенции. Профессиональная категория «Слесарь-инструментальщик», например, заменена на «Изготовление инструмента и оснастки», «Слесарь механосборочных работ» - на «Сборка автомобиля», «Водитель погрузчика» - на «Складская логистика». По мнению организаторов конкурса, это расширяет возможности участников, позволяя им демонстрировать свои профессиональные навыки за пределами своей специализации.

Каждый год задания усложняются, заставляя участников мыслить неординарно. В номинации «Окраска автомобиля» профессионалам пришлось состязаться не только друг с другом, но и с роботами! Специалисты должны были покрасить крыло автомобиля столь же качественно, как это делают машины.

 - Конкурс «Профессионалы» - это праздник настоящих мастеров своего дела, которые являются фундаментом нашей компании, - подчеркнула директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.

В прошлом году слесари механосборочных работ монтировали крупногабаритные детали на статичной раме, в этом году участники номинации «Сборка автомобиля» работали с патрубками и электрооборудованием, которое приходилось устанавливать на движущейся линии конвейера.

Конкурс «Профессионалы» на Горьковском автозаводе собрал более 200 мастеров

- Задание довольно сложное, большое число операций и последовательность трудно было запомнить, - делится впечатлениями победитель в категории «Профи» Роман Давыдов, слесарь механо­сборочных работ ПГА. - Если бы не волнение и стресс, мог бы быстрее и точнее задание выполнить. Мне нравится собирать что-то новое. Когда видишь свой автомобиль в городе, гордость берет! Понимаешь, что и ты приложил свои усилия, часть своей души к созданию этой машины.

Электромонтажные работы - самая массовая номинация, она объединила почти 30 специалистов, которым предстояло собрать непростую схему управления двигателя двухкнопочного поста. Такая конструкция необходима для обеспечения максимальной безопасности на производстве.

 - Нам нужны профессионалы, которые любят свое дело и хотят развиваться в быстро меняющемся мире. Именно такие целеустремленные и компетентные мастера победили на конкурсе. Им предстоит создавать технику будущего, - говорит управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов.

Изменения нынешнего года коснулись и возрастных категорий участников. Если раньше в молодежную группу «Потенциал» входили специалисты до 27 лет, то с 2024-го - до 35 лет включительно. Таким образом, категорию привели в соответствие со всероссийскими стандартами.

Студенческий «Старт» фигурировал только в трех номинациях из тринадцати, были такие компетенции, в которых состязались исключительно «Профи».

Программирование токарных станков с ЧПУ - дело крайне ответственное. Этот навык демонстрировали наладчики.

- Обычно программы для станков пишут инженеры-программисты, а наладчики их только внедряют, - объясняет председатель жюри, начальник отдела механической обработки завода мостов и агрегатов Александр Свиридов. - Однако в их компетенцию должно входить как редактирование программ, так и написание своих, если надо что-то откорректировать. Здесь они соревнуются на симуляторах, которые максимально приближены к оборудованию на производстве.

Борьба в номинации была острой: разница в баллах между первым и вторым местом невелика. Председатель жюри отметил качественный скачок в уровне участников, что свидетельствует об активной подготовке.

Еще одна номинация без разделения на возрастные категории - «Командная работа». В этой важнейшей для предприятия компетенции состязались пять команд по три человека: руководитель и двое подчиненных. Задание у них было творческое - разработать концепт беспилотника, презентовать эскиз членам жюри, а затем создать подвижную модель, «закупив» материалы (бумага, картон, клей, скотч), не выходя при этом за рамки определенного бюджета.

Главный специалист департамента по развитию производственной системы Татьяна Карпова судит участников этого конкурса уже третий год.

- Главное, что мы оцениваем, - это командная слаженность, - рассказывает судья. - Насколько участники понимают друг друга, кто берет на себя роль лидера - это иногда не руководитель; насколько согласованны их действия, синхронна работа. Важна также оригинальность идеи и способность ее «продать» на презентации. Год от года заметен рост уровня компетенции конкурсантов. Есть такие, кто начинает в роли подчиненного и дорастает до руководителя команды.

В 2024 году в списке конкурсных номинаций появились три новые позиции. Одну из них - «Слесарные работы по металлу» - снова включили в программу.

Слесари продемонстрировали свои навыки по работе с металлом, собирая по чертежу металлическую подставку. Судьи оценивали качество сборки, соблюдение размеров и время выполнения работы.

Конкурс «Профессионалы» на Горьковском автозаводе собрал более 200 мастеров

Свое мастерство демонстрировали и водители категории «В» за рулем «Соболя NN».

- Профессия эта важная и нужная, - уверен председатель жюри, начальник управления производственного автомобильного транспорта Владимир Тимощенко. - На предварительном этапе у нас был очень большой конкурс: 32 человека участвовало, а в финал вышли только двое.

Водители сдавали как теорию, знание правил дорожного движения, так и экзамен на внимательность, точность движений, ощущение машины в ходе испытаний: параллельная парковка, заезд в бокс, «змейка», перемещение кольца с одной стойки на другую, наезд на препятствие. Учитывалась не только правильность выполнения заданий, но и время.

- Новый «Соболь NN» показал себя великолепно, - делится впечатлениями победитель в категории «Профи» Владимир Костюнин. - Оказаться на пьедестале почета для меня было неожиданно и приятно. Вообще, такие конкурсы очень нужны, чтобы молодежь шла в профессию.

В этом году в списке номинаций появилась и совсем новая - «Проектирование и реверс-инжиниринг».

Современный процесс создания автомобиля немыслим без IT-технологий. На первых этапах инженеры и конструкторы работают с виртуальными моделями будущих машин и их комплектующих. Конкурсным заданием в номинации было создание виртуальной копии определенной детали.

- Берется реальная деталь, сканируется и в результате получатся облако точек, - поясняет председатель жюри, главный инженер-конструктор инженерного центра Сергей Баландин. - Задача конкурсантов - разработать трехмерную компьютерную модель этой детали, используя скан и чертеж. Побеждает тот, чья компьютерная модель наиболее точно совпадет с отсканированным паспортом реальной детали.

Самым точным среди конкурсантов оказался Андрей Сюков, главный специалист технологического управления Горьковского автозавода.

- Даже просто поучаствовать в таком конкурсе, не говоря уже о том, чтобы занять призовое место, - это здорово, - уверен Андрей. - Буду развивать свои сильные стороны, а узкие места подтягивать.

Конкурс завершился. Победители из числа студентов, выступавших в категории «Старт», получили дипломы и подарки, а также бесценный опыт. Специалисты из «Потенциала» и «Профи», занявшие призовые места, кроме наград получат денежные премии. Многие из участников вернутся к профессиональным состязаниям в будущем году, чтобы улучшить результаты.