Новости Нижнего Новгорода – Живем в Нижнем
В мире людейНовостиСколько стоит

Влетит в копеечку: насколько подорожают автомобили из-за утильсбора

Фото Влетит в копеечку: насколько подорожают автомобили из-за утильсбора - Новости Живем в Нижнем

С 1 октября 2024 года на авторынке произойдут глобальные изменения: в силу вступило постановление Правительства РФ о поэтапном увеличении утилизационного сбора на автомобили. Размер обязательного платежа для иномарок вырос на 75-80%, а далее с каждым годом продолжит расти в геометрической прогрессии вплоть до 2030 года. Означать это может лишь одно: цены на машины тоже «поползут» вверх. Корреспондент портала «Живем в Нижнем» пообщался с экспертами, чтобы выяснить, как «ударит» по авторынку повышение утильсбора.

Что такое и утильсбор?

Как пояснила руководитель трудовой и административной практики нижегородской юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Ирина Питунова, сбор выплачивается разом для обеспечения дальнейшей утилизации транспортного средства без вреда здоровью человека и окружающей среде.

Размер утилизационного сбора для каждого автомобиля рассчитывается таким образом: базовая ставка умножается на коэффициент. Базовая ставка зависит от того, какой тип транспортного средства (легковой, грузовой, автобус и т.п.) предстоит утилизировать, а коэффициент – от характеристик авто (объем двигателя, год выпуска, допустимая масса и т.д.). Значения этих двух параметров определяются властями и прописаны в постановлении правительства РФ.

Размер утильсбора с 1 октября повышен для автомобилей, ввезенных в РФ для продажи (независимо от того, делает это компания или физлицо). Если человек ввозит один автомобиль (с объемом двигателя не более 3 литров) из-за границы для самого себя, ему не придется выплачивать увеличенный обязательный платеж. А вот импортерам и дилерам предстоит «раскошелиться». Ибо, к примеру, для легковушек с двигателем от 1 до 2 литров утильсбор вырастет до 556 000 рублей, от 2 до 3 литров – аж до 2 366 000 рублей.

Почему же решили повысить утильсбор?

«В первую очередь, это обусловлено необходимостью ужесточения правил «серого» импорта и поддержки отечественных автопроизводителей, что должно повлечь за собой локализацию автопроизводства зарубежными автопроизводителями и позволит создать новые рабочие места для российских граждан, а бюджет РФ пополниться дополнительными доходами от собранного утилизационного сбора и других налогов», – отметила Ирина Питунова.

Куда выведет дорога?

Первое следствие повышения утильсбора, о котором говорят эксперты, – это значительное повышение стоимости новых автомобилей, поскольку почти все дилеры и продавцы закладывают в цену машины обязательный платеж.

«Цены вырастут до 15% точно. В том числе и на марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну – до 10%», – поделился генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Такого же мнения придерживается и руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша. По ее словам, ряд моделей машин может потерять свою конкурентноспособность.

«Например, это может коснуться таких бюджетных моделей, как Changan Alsvin, а также востребованных у россиян автомобилей Omoda. Ожидаемый с 1 октября текущего года рост утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили, ввозимые в Россию, может привести к повышению цен на автомобили в пределах индексации тарифов – на 300 000-500 000 рублей. Таким образом, личный транспорт может подорожать на 20-40%. В связи с этим дилеры опасаются снижения спроса на представителей всех сегментов российского авторынка, в том числе – отечественного автопрома, которые могут прибавить в цене около 10% за счет импорта запчастей для их сборки», – сообщила Анастасия Байбароша.

Как отмечают эксперты, о повышении платежа было известно заранее, поэтому на российском авторынке уже в августе был заметен рост ценников.

«Например, две модели АвтоВАЗа подорожали на 20 000-45 000 рублей, почти все автомобили Geely – на 15 000-30 000 рублей», – подчеркнула Анастасия Байбароша.

Как считает Дмитрий Матвеев, новость о ближайшем повышении платежа сказалось на спросе – покупатели «ринулись» за «железными конями», чтобы успеть их купить до увеличения ценника.

«Не вступившие еще в силу изменения уже отражаются на интересе наших соотечественников – в автосалоны потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал замену железного коня на нового. И результатом такого спроса стало то, что автосалоны потихоньку начали отменять специальные предложения. Поэтому, если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, дешевле точно не будет», – уверен Дмитрий Матвеев .

Однако резкого повышения цен с октября, по словам эксперта, не будет. Склады дилеров и дистрибьюторов пока заполнены автомобилями, которые нужно продать.

Такое же мнение выразила и Анастасия Байбароша. По ее слоавам, все импортеры и дистрибьюторы готовились к повышению утилизационного сбора в октябре 2024 года, а потому постарались максимально заполнить склады новыми авто по действующим прайсам до индексации.

«Стоимость новых авто не будет повышаться резко – в среднем постепенно они будут дорожать на 10-15%», – рассказала Анастасия Байбароша.

С этим мнением согласен директор по работе с клиентами TWIGA PR Роман Скольский.

«Предвкушая это увеличение, импортеры уже активно завозят автомобили на территорию РФ. Отмечается, что на протяжении последних месяцев, на всех погранпереходах России с Китаем скапливаются огромные очереди из автовозов. Импортеры и автопроизводители массово завозят китайские автомобили по старым ценам. На данный момент почти все склады забиты, поэтому с 1 октября не стоит ждать сильного повышения цен», – отметил Роман Скольский.

А что будет с поддержанными машинами?

Повышение утильсбора коснется и спроса на поддержанные автомобили. Однако предсказать, как поведут себя продавцы машин, пока сложно.

«Цены на них тоже поползут вверх. А как поведут себя владельцы б/у авто – большой вопрос. Кто-то выставит ТС на продажу, пока это выгодно, а кто-то отложит планы по замене машины на новую. То есть нельзя утверждать сейчас, ждет ли нас увеличение предложений на вторичном рынке, но спрос на хорошие б/у авто до плюс-минус семи лет вырастет точно», – поделился Дмитрий Матвеев.

Нижегородский эксперт по автоподбору Сергей Кузнецов (компания «Автомен») предположил, что поддержанные автомобили «подскочат» в цене.

«Рынок реагирует моментально! И сразу после вступления в силу повышенных ставок на новые машины цены на авто с пробегом начали расти. Объясняется это тем, что «серые» участники автобизнеса (например, перекупщики) тоже хотели заработать и продать свое авто, купленное вчера по вчерашним ценам, со сверхприбылью сегодня благодаря новым ставкам. Правильней будет сказать, что еще за 1-2 недели до «официального повышения» цены на б/у авто начали ползти вверх. Так было в прошлые разы. И моё мнение, что так произойдет и в этот раз, несмотря на перегретый рынок», – рассказал Сергей Кузнецов.

Что в сухом остатке?

Как отмечают эксперты, повышение размера утильсбора направлено, в том числе, на привлечение иностранных (китайских) производителей в Россию, чтобы они организовали свои производства в нашей стране. Однако Дмитрий Матвеев выразил сомнение, что эта цель будет достигнута.

«Производители из КНР вряд ли начнут переносить заводы в РФ, потому что последние очень долго окупаются. Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год», – рассказал Матвеев.

Эксперт отметил, что повышение утильсбора сильнее всего ударит по параллельному импорту.

«Самым недоступным станет представительский сегмент, который сейчас везут по параллельному импорту. Рост на бюджетные авто будет самым небольшим», – сказал Дмитрий Матвеев.

В связи с этим можно сказать, что выбор на российском авторынке существенно сократится, так же, как и объем поставок. Как отметила Анастасия Байбароша, подобное уже происходило в апреле этого года, когда вводили новые правила для растаможенных в странах ЕАЭС машин.

«Например, в апреле текущего года, после очередной индексации, объем импорта новых авто сократился почти на 35% по сравнению с мартом 2024 года, а продажи – на 7%. Подобного эффекта можно ожидать и в октябре текущего года. Через несколько месяцев после повышения спрос восстанавливается, вопрос лишь в каком размере. А если уменьшается спрос, то и предложений становится меньше, меньше импортируется колесной техники», – прогнозирует эксперт.

Не стоит также забывать, что в дальнейшем утильсбор будет увеличиваться каждый год на 10-20%. К 2030 году может оказаться так, что обязательный платеж на определенный транспорт станет почти равен себестоимости самого автомобиля. И тогда машина уже точно станет предметом роскоши.

Увеличение платы по утильсбору не на шутку также взволновало ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В августе этого года объединение направило обращения в Минпромторг РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату по поводу проблем, которые могут возникнуть из-за индексации обязательного платежа. Среди прочего дилеры указали, что с каждым годом из-за нововведений (в том числе и повышения утильсбора) количество россиян, способных купить себе автомобиль, сокращается. А к 2030 году позволить себе транспорт смогут лишь 5-7% граждан.

Кроме того, в РОАД отметили, что взимаемые на утилизацию средства никак не соотносятся с фактическими затратами на утилизацию. Увеличенный размер становится дополнительным и запредельным по размеру налогом. Также индексация «ударит» и по грузовому транспорту, что неминуемо скажется на себестоимости услуг перевозок и перевозимых товаров.

В Минпромторге РФ заявляли, что ознакомятся с обращением ассоциации, однако достигнуть какого-либо компромисса пока не удалось.

Материалы по теме

Оставить комментарий