Выпадение волос — это проблема, с которой многие сталкиваются хотя бы раз в жизни. Мы поговорили с главными врачами, врачами-трихологами Еленой Салуниной и Светланой Щегловой о том, почему в этом вопросе важны тщательная диагностика и комплексное лечение.
Диагностика во главе всего
Многие пациенты, которые столкнулись с выпадением волос, хотят получить «волшебную таблетку», которая решит проблему в один момент. Сразу же приходят на ум популярные методики — мезотерапия и PRP. Но специалисты предупреждают, что без тщательной диагностики они не будут эффективными.
«Выпадение волос — это почти всегда не причина, а следствие. И колоть „что-то“ сразу — это как стрелять из пушки по воробьям, да еще и с закрытыми глазами», — говорит Светлана Щеглова.
Пока неизвестна причина выпадения, непонятно, какие именно лекарственные коктейли нужно «доставить» с помощью мезо- и плазмотерапии.
«Если у человека выпадение из-за тяжелого дефицита железа или проблем с щитовидкой, никакие «коктейли для роста» в кожу головы проблему не решат», — рассказала Елена Салунина.
В таком случае высока вероятность потратить время и деньги впустую и не получить должного эффекта. А основное заболевание в этот момент продолжит прогрессировать. Кроме того, трихологи предупреждают, что при иногда инъекционные методики могут быть противопоказаны. Например, при активной фазе андрогенетической алопеции или некоторых формах рубцовой алопеции. Назначение «наугад» — это риск для пациента.
Волосы под микроскопом
Первый шаг к постановке верного диагноза — это осмотр волос и кожи головы с помощью специального прибора — трихоскопа.
«Посмотреть на волосы — это уже целая наука! Наш главный инструмент — трихоскопия. Это исследование кожи головы и волос под большим увеличением», — рассказала Светлана Щеглова.
Процедура позволяет оценить:
- состояние кожи головы: наличие воспалений, шелушений, рубцов;
- плотность волос на разных участках;
- состояние устьев волосяных фолликулов: есть ли сужение, расширение, закупорка, истончение волос;
- процент веллусных (тонких, пушковых) и терминальных (толстых, пигментированных) волос;
- признаки текущего выпадения: ломкость стержня, «обгоревшие корни»;
- состояние волосяной луковицы;
- микроскопические признаки инфекций или паразитов.
Однако только трихоскопией диагностика не ограничивается. Волосы — это индикатор состояния всего организма, поэтому приходится копать глубже. Пациента ждут и лабораторные исследования. Список анализов формируется индивидуально на основании жалоб, истории болезни, результатов трихоскопии.
Какие показатели необходимо проверить?
Стандартный перечень анализов включает:
- общий анализ крови + ферритин (показатель железа в организме);
- витамин D;
- гормоны щитовидной железы — ТТГ, свободный Т4.
В некоторых случаях нужно сдать анализы на свободный и общий тестостерон, дигидротестостерон, прогестерон, эстрадиол и кортизол. По показаниям в лаборатории также проверяют содержание цинка, витамина В12, индекс Омега-3, маркеры воспаления, назначают анализы на инфекции, так как они тоже могут быть причиной выпадения волос.
«Анализы — это фундамент. Можно попытаться построить без фундамента, но результат будет плачевным и недолговечным. Без точного диагноза лечение либо не поможет, либо даст временный эффект, либо даже навредит. Диагностика экономит время, деньги и нервы в долгосрочной перспективе», — объяснила Елена Салунина.
Можно ли лечиться без диагностики?
Некоторые пациенты рассказывают о том, что ряд процедур оказался эффективным и без тщательной диагностики. Однако это не повод отказываться от нее. Например, процедура может выпасть на фазу роста волос и получить незаслуженную «славу». Инъекции без диагностики могут на время уменьшить выпадение, но что будет потом — большой вопрос.
Кроме того, при неустановленной причине можно не учесть противопоказания. Самый серьезный риск — это пропустить серьезное заболевание.
«Сильное выпадение волос может быть первым симптомом анемии, аутоиммунных заболеваний, хронических инфекций, тяжелых дефицитов. Назначив «стандартную» стимуляцию и не направив на анализы, мы теряем драгоценное время для лечения основной, порой опасной, патологии», — говорит Светлана Щеглова.
Есть диагноз: что делать?
Если причина установлена, и лечение началось, потребуется время, чтобы волосы перестали выпадать.
«Лечение выпадения волос — это марафон, а не спринт. Когда мы устраняем причину, например, восполняем дефицит железа, организм постепенно приходит в норму, и волосяные фолликулы начинают функционировать правильно. На это нужно время — минимум 3-6 месяцев, чтобы увидеть результат в виде уменьшения выпадения и появления нового роста», — предупредила Светлана Щеглова.
Но это не значит, что ничего нельзя сделать, чтобы ускорить процесс. Вот тут можно вспомнить про мезо- и плазмотерапию, которые применяются в комплексе с основным лечением. Эти инструменты позволяют стимулировать ослабленные фолликулы, улучшить микроциркуляцию кожи головы, доставить необходимы вещества к луковицам и усилить эффект основного лечения.
«То же самое касается наружных средств — лосьонов и сывороток. Они работают на уровне кожи головы, стимулируя фолликулы. Но их эффективность резко возрастает, если устранена внутренняя причина выпадения. Без этого эффект может быть незначительным или кратковременным», — рассказала Елена Салунина.
Алгоритм действий: памятка пациенту
Самое главное — это не игнорировать проблему. Норма выпадения в день — это 50-150 волос. Если их явно больше, необходимо обратиться к трихологу. Специалисту нужно подробно рассказать о своем образе жизни, питании, стрессе. После этого нужно пройти назначенные обследования — трихоскопию и анализы. Важно набраться терпения, так как лечение требует времени и дисциплины.
Не стоит искать «волшебную таблетку», которая сразу же решит проблему. Только при устранении причины можно рассчитывать на долгосрочный результат.