Веками защищал горожан, но едва не был забыт: тернистая история Нижегородского кремля

Веками защищал горожан, но едва не был забыт: тернистая история Нижегородского кремля
Фото: kremlnn.ru

При слове «кремль» у любого обывателя, россиянина или иностранца, невольно встает перед глазами красный кирпич Московского Кремля. Однако еще в царские времена кремли – «крепости», как можно перевести это слово на современный манер – возводились во многих российских городах. Казанский, Тверской или Астраханский кремль – каждый из них хранит в своем камне вековую историю, начиная еще с русских княжеств. Не стал исключением и Нижегородский кремль – крепость, лишь немногим уступающая в возрасте Московскому побратиму. В далеком прошлом он не раз защищал город от казанских татар, при этом ни разу не проиграв осаду, а в годы Великой Отечественной войны встал на защиту Нижнего Новгорода в последний раз.

Из дерева в камень

Датой основания Нижнего Новгорода историки считают 1221 год, когда великий князь Юрий Всеволодович заложил первые дома и, разумеется, защитные фортификации – тогда еще деревянные стены и земляной вал. Более века они защищали жителей, пока князь суздальский Дмитрий Константинович в 1374 году не попытался заложить Белокаменный кремль. Стройка, однако, пошла не по плану, и возвести удалось лишь одну башню, которая до наших дней не сохранилась. Лишь полтора века спустя, при великом князе Иване III, в Нижнем Новгороде решили закончить каменные укрепления. Стройка началась в 1505 году, когда у архитекторов уже был пример в виде каменного Московского кремля, строительство которого закончилось десятилетие назад. Но почти сразу работы прервал набег орды хана Мухаммед-Амина – в том году на казанской ярмарке избили русских купцов, что положило начало двухлетней русско-казанской войны. Мухаммед-Амин не смог захватить Нижний Новгород, но к работам по строительству кремля вернулись только после войны, в 1508 году, при великом князе Василии III. И как раз вовремя – еще до того, как каменные стены были закончены, старый, дубовый кремль сгорел в пожаре 1513 года. Спустя примерно два года после пожара каменный кремль был закончен.IMG_4934-min (1).jpg

Жертвоприношения, дуэли и итальянский архитектор

Строительство Нижегородского кремля великий князь Василий III поручил своему придворному итальянскому архитектору Пьетро Франческо – или Петру Фрязину, как его звали на русский манер. Крепость в Нижнем Новгороде стала главным проектом всей жизни Франческо-Фрязина. «В лето 7017 (1509 г. на современный пересчет) Государь Царь и Великий Князь Василий Иванович привез с Москвы в Нижний Новград Петра Фразина, и велел ему ров копать где быть городовой каменной стене и башням, в прибавку к Дмитриевской башне», – гласит «Нижегородскій лѣтописец». Франческо приехал в Нижний Новгород не один – его сопровождал помощник Джовано Татти, который мало что смыслил в строительстве, но разбирался в развлечениях и женщинах. На новом месте горячий итальянец влюбился в девушку Настасью, на которую претендовал и Данила Волховец – местный разбойник, с которым у Татти случилась разборка прямо на церемонии закладки Зачатьевской и Белой башен. Оба якобы погибли во время драки, и их тела захоронили в котлованах на месте будущих башен. Есть и другая версия – что в драке погиб только Татти, а Волховец участвовал в стройке Кремля, чтобы получить прощение князя. Еще одна красивая легенда связана с обороной уже построенного каменного кремля от татар, на этот раз астраханских. В 1520 году, когда татары осадили Нижний Новгород, они якобы столкнулись с местной девушкой Аленой. Она шла с коромыслом за водой на реку Почайна, и встретив татар, легко убила им же как минимум десять человек. После этого нападавшие испугались русских девушек и отступили от Нижегородского кремля. История конечно же выдуманная, как и многие другие байки, связанные с кремлем. Например, та же Алена фигурирует в еще одной легенде – якобы ее (опять по пути на реку с коромыслом) схватили и бросили в котлован на месте будущей первой башни кремля, принеся ее таким образом в жертву. Историки связывают эти многочисленные выдумки с именем писателя Андрея Печерского – под этим псевдонимом скрывался житель Нижнего Новгорода Павел Мельников-Печерский (1819 – 1883). Он писал для «Нижегородских губернских новостей» и мастерски развлекал читателя: когда в городе ничего интересного не происходило (а чаще всего так и было), Печерский рассказывал, а зачастую и выдумывал разные исторические байки. Впрочем, это не помешало ему стать признанным писателем еще при жизни, а придуманный им в одном из романов мифический Китеж-град до сих пор будоражит умы любителей фантастических выдумок.IMG_1919-min (1).jpg

Встал на защиту города в последний раз

Почти два века после основания Нижегородский кремль служил основной опорой и защитой города: за его стены ни разу не ступала нога неприятеля, несмотря на частые набеги татар – что делает крепость самой неприступной из всех кремлей. Однако к началу XVII века, с расширением территорий государства, которое в скором времени станет Российской Империей, Нижегородский кремль утратил свое военное значение и превратился в административный центр Нижегородской губернии. С этого момента и почти до начала XX века за кремлем практически не ухаживали, и стихия постепенно точила камень. Правда, крепость время от времени белили и даже реконструировали главную, Дмитриевскую башню. С приходом к власти Советов и переименованием города в Горький Нижегородский кремль сменил белый цвет стен на более привычный современному обывателю красный. В 1935 году местные власти впервые заговорили о сносе части кремля: при Советском Союзе крепость не любили, считая ее символом царских времен, и хотели расширить Советскую площадь (площадь Минина и Пожарского), для чего планировалось снести, в том числе, Дмитриевскую башню. Но эти планы нарушило начало Великой Отечественной войны. В военные годы Нижегородский кремль, как в прежние времена, встал на защиту города. С самого начала войны и до 1943 года немецкая авиация подвергала город жестоким бомбардировкам – Люфтваффе пыталось уничтожить богатые промышленные мощности города, для чего сбросило на Горький более 35 тысяч бомб. Эти бомбежки стали самыми мощными из тех, что проводили немцы по советскому тылу. Тогда Тайницкая, Северная и Часовая башни кремля подверглись переделке: их кровлю разобрали и разместили на башнях зенитки, которые успешно сбивали немецкие самолеты. Бомбардировщики пытались уничтожить Канавинский мост через Оку, но попадали под зенитный огонь из кремля. Тогда же в крепости планировалось построить бомбоубежище, и работы даже начались, но к моменту перехода Красной армии в наступление не были закончены. После войны у стен кремля, на Советской площади, прошел масштабный Парад Победы. В стенах крепости зажгли Вечный огонь.

Возрождение и преображение древней крепости

Несмотря на огромное культурное значение, с XVII века Нижегородский кремль почти никак не ремонтировался. Кладка стен рушилась, а оползни полностью уничтожили Борисоглебскую и Зачатьевскую башни. Советские власти, как мы помним, ремонтировать «символ самодержавия» не спешили, наоборот – вынашивали планы по его частичному сносу. На защиту Нижегородского кремля в 1938 году встал архитектор Святослав Агафонов – почетный гражданин города, которого жители без сомнения могут назвать спасителем крепости. Он одним из первых выступил против сноса кремля, а в начале 1950-х годов разработал план его реставрации. Агафонов получил от властей добро на масштабную реконструкцию кремля, а его методики стали основой для реставрации подобных крепостей по всей России. Работы длились вплоть до 1981 года – реставраторы не только восстановили, насколько смогли, исторический облик кремля, но и укрепили крепость современными инженерными решениями. Последнюю из оставшихся башен, Зачатьевскую, восстановили уже в современной России, и в дальнейшем ограничивались только переоблицовкой кладки.DJI_0375-min.jpg

Современный Нижегородский кремль

Еще с момента своего основания Нижегородский кремль был пристанищем для местных властей. Сохраняется эта тенденция и сейчас: кремль служит резиденцией для мэра, губернатора, постпреда президента по Приволжскому федеральному округу, в крепости размещаются правительство региона, Городская дума, Заксобрание области, казначейство и даже Арбитражный суд.

Для размещения многочисленного штата чиновников еще в начале нулевых было развернуто строительство административных зданий прямо на территории крепости. Однако историки и активисты выступили резко против, поскольку это решение нарушало закон об объектах культурного наследия. Лишь к 2015 году удалось добиться остановки строительства этих помещений.

Еще в 1970-х годах помещения кремля стали постепенно сдавать под коммерческие объекты и музеи. Это повлияло на внешний облик крепости, который местами осовременился в угоду находившимся в нем заведениям и многочисленным кафе, что вызвало недовольство историков и экскурсоводов. Впрочем, масштабный кремль по-прежнему захватывает дух туристов и служит основной культурной достопримечательностью 800-летнего города.

([email protected]) Мария Стройнова