Новости Нижнего Новгорода – Живем в Нижнем
Статьи

Плата за капремонт вырастет в Нижегородской области уже в этом году

Фото: пресс-служба СУ СК России по НО

Губернатор подписал соответствующее постановление

В 2021 году стоимость капитального ремонта в Нижегородской области увеличится с 6 рублей 30 копеек до 6 рублей 71 копейки за метр общего имущества многоквартирных домов. Глеб Никитин уже утвердил данные изменения. На фоне текущей эпидемиологической и экономической ситуации данные меры выглядят как минимум неуместными или даже циничными. Если же прибавить к этому то, что ежегодно планы по капремонту не выполняются, то и вовсе подобный шаг выглядит вопиющим.

Текущая ситуация

Отметим, что в прошлом году выросла стоимость текущего ремонта в многоквартирных домах. Сейчас она составляет уже 36 рублей за метр. В этом же году увеличилась цена капитального ремонта. При этом размер минимального тарифа в 6,3 рубля за метр не повышался с момента установления в 2014 году. Таким образом, вместо поддержки со стороны государства в период пандемии граждане получают лишь увеличение поборов.

Ситуация не была бы такой возмутительной, если бы система капитальных ремонтов работала как это задумывалось. Однако на деле деятельность Фонда капитального ремонта (ФКР) уже давно вызывает нарекания, в том числе неэффективным и расточительным обращением со средствами граждан. Собранные с людей миллиарды рублей размещены под 0% годовых, что приводит к их обесцениванию под влиянием инфляции. Причина этого в том, что Фонд попросту не успевает их реализовать.

Из года в год планы по капремонту жилых домов в Нижнем Новгороде проваливают. Например, в 2020 году только в двух районах из восьми отремонтировали все здания из списка. За шесть лет своего существования ФКР ни разу не выполнил годовую ремонтную кампанию хотя бы наполовину. И каждый раз на это находится масса причин и отговорок, в 2020 году таковой, естественно, стала пандемия.

В декабре на заседании Гордумы депутаты заслушали отчет заместителя гендиректора ФКР Андрея Ефремова о ходе работ по капитальному ремонту жилых домов. Из заложенных на капремонт 1,881 млрд рублей в 2020 году на 7 декабря освоили лишь 1,061 млрд рублей. Дома, которые не отремонтировали в течение года, обещали «доделать» весной.

Казалось бы, на фоне регулярных провалов уже давно необходимо принимать какие-либо меры, в том числе снижение стоимости за метр. Однако в очередной раз депутаты поверили докладчикам ФКР и выдали им очередной кредит доверия.

Следует отметить одну, достаточно ироничную, деталь – главным должником по взносам на капремонт в городе считается мэрия. За 2020 год их долг увеличился на 6,14 млн рублей, общая сумма задолженности почти достигла отметки в 500 млн рублей. При этом среди обычных граждан собираемость платежей в регионе составляет более 85%, по данным с официального сайта ФКР.

В чем причина?

Тема капитального ремонта уже давно вызывает массу споров и недовольства. Помимо уже описанных проблем существует и другая, не менее важная, проблема – низкое качество оказываемых услуг. В месяц в ФКР поступает около 2 тысяч жалоб на проведенный капремонт.

Шесть лет назад, когда Фонд только начинал свою работу в качестве регионального оператора, Сергей Протасов, который занимал тогда должность гендиректор Нижегородского фонда капитального ремонта, заявлял, что система накопления средств на капитальный ремонт на сегодняшний день одна из самых масштабных и безопасных в сфере ЖКХ как во всей России, так и в Нижегородской области, а сам Фонд некоммерческая организация, так что получение им какого-либо дохода исключено законодательно. Однако на деле ситуация оказалась диаметрально противоположной.  

К примеру, прошедшей осенью в Городце возбудили уголовное дело из-за ужасного ремонта жилого дома. Мало того, что качество проведенных работ было низкое, так, как оказалось, ремонт этому дому попросту не требовался. К слову, подряд на этот дом получила фирма, которой владеет Сергея Челомин, брат экс-главы Фонда капитального ремонта Владимира Челомина. Кстати, до того как стать главой ФКР он занимал пост министра строительства Нижегородской области.

Другой пример, который можно вспомнить, произошел в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Подрядчик, занимаясь ремонтом в доме №7 по улице Мочалова, завысил объем проведенных работ. Он попросту сделал себе фальшивое платежное поручение на основании работы, которую не делал и не собирался. При этом сумма была достаточно значительной, чтобы этого не заметить – 481 тысяча рублей. Степень участия и содействия ФКР в данной ситуации остается под вопросом.

Другой инцидент с капремонтом в Арзамассе подчеркивает особое отношение властей и бездействие по отношению к Фонду. Так в одном из домов, после произведенного сомнительным подрядчиком ремонта крыши, жителей стала затапливать потоками воды. Местные жители понесли материальный и моральный ущерб. ДУК в данной ситуации оказался бессилен, вскрыть очаги протечек они не могут, ведь в соответствии с законодательными нормами, касающимися ФКРов, только они имеют право на проверку. Однако Фонд в данной ситуации выбрал позицию бездействия, а на претензии местных жителей отвечал, что они сами виноваты в протечках. Результаты же многочисленных экспертиз, доказывающих их неправоту, они попросту игнорировали.

И это только наиболее яркие примеры, получившие огласку. В целом действия ФКР имеют наглый и наплевательский оттенок, их не заботят сорванные сроки, низкое качество собственной работы и возникающие по этой причине, многочисленные проблемы. Причина же такого поведения в целом легко объяснима – это отсутствие здравой конкуренции. По сути Фонд это монополист на рынке капитального ремонта. При его создании ДУКи и ТСЖ (ныне ТСН) изначально были лишены каких-либо полномочий в вопросах капремонта.

В итоге получается ситуация в которой сами жители мало на что могут повлиять. От них требуется только одно – сдавать деньги на ремонт. Выбор исполнителей, ход работ и конечный результат уже будет зависеть только от действий ФКР. Случись так, что работы будут проведены не качественно, шансов вернуть деньги или добиться изменений у жильцов будет крайне мало.

Два очевидных выхода из этой ситуации – это либо усиление контроля над всей структурой ФКРов, либо создания для них конкурентной среды. Однако как будет развиваться ситуация и будет ли вообще, покажет только время.

Напомним, как сообщалось ранее, свежий ремонт в пешеходном переходе на площади Лядова не продержался и месяца.

Материалы по теме

Оставить комментарий