Ученые лаборатории лесохимии Университета Лобачевского разработали национальный стандарт канцерогенной безопасности автомобильных шин. Об этом рассказал заведующий научно-исследовательской лабораторией Александр Щепалов на встрече с журналистами 22 апреля.
Откуда в шинах канцерогены?
Специалисты лаборатории лесохимии занимаются переработкой различных видов растительного сырья. Зачастую по заказу индустриальных партнеров разрабатываются технологические добавки, которые потом внедряются в производство. В прошлом году был разработан национальный стандарт канцерогенной безопасности шин. Теперь ученые надеются, что будет принято постановление правительства РФ, которое на данный момент находится на этапе оценки регулирующего воздействия. Если закон будет принят, то автомобильные шины будут подлежать обязательной сертификации.
Автомобильные шины изготавливаются из нескольких десятков компонентов, основной из которых – это каучук. Его доля в составе покрышек составляет порядка 60%. Еще 30% — это химические наполнители, а 10% — специальные технологические нефтяные масла. Эти масла очень сильно влияют на характеристики автомобильной резины, например, на сцепление с дорогой и износостойкость. При этом в этих компонентах могут содержаться канцерогены, которые при эксплуатации шин оказываются во внешней среде.
Чем шины могут быть опасны для человека?
Автомобили являются источниками нескольких типов загрязнений. Первый источник – это топливо, которое при сгорании попадает во внешнюю среду через выхлопную трубу. Современные стандарты, которым должны соответствовать двигатели, позволили прийти к практически чистому выхлопу. Там содержатся только CO2, вода и азот. Иначе обстоит ситуация с автомобильными шинами. При движении машины – разгонах, торможении и т.д. – покрышки стираются до очень мелких частиц, которые человеческий глаз не может увидеть. Скорость стирания шин зависит от множества факторов: режима движения, качества дорог, особенностей вождения.
«Частицы, которые появляются при стирании шин, имеют такой размер, который позволяет им в течение нескольких часов оставаться в воздухе у дороги. Люди, которые находятся рядом, вдыхают эти частицы. Еще опаснее ситуация, когда человек бежит вдоль дороги. Если бронхи раскрыты, частицы попадают в организм активнее. Эти вещества никуда не исчезают и остаются в организме навсегда», – рассказал Александр Щепалов.
При накоплении канцерогенных частиц в организме у людей могут развиваться онкологические заболевания.
Зачем понадобился закон?
Законодательство некоторых стран уже многие годы допускает использование в производстве шин только безопасных масел, в которых канцерогенные компоненты не превышают установленные лимиты. Например, в Европе применяется технология очистки масла, которая делает покрышки канцерогенно безопасными.
В России на законодательном уровне требования к канцерогенной безопасности шин нет, однако большинство отечественных компаний не применяют опасные масла. По оценкам нижегородских ученых, около 98% российских покрышек соответствует стандарту. Иначе обстоит ситуация с шинами китайского и индийского производства, которые начали активно завозить в Россию после ухода с рынка европейских компаний.
«Отечественным компаниям сложно конкурировать с китайскими производителями из-за более низкой цены. Однако у импортной продукции есть проблема с содержанием канцерогенов. В прошлом году мы проверили около трех десятков китайских шин, примерно в десяти из них были обнаружены канцерогенные вещества», – отметил заведующий лабораторией лесохимии.
Таким образом, стандарт, разработанный нижегородскими учеными, создан для ограничения присутствия на российском рынке шин с канцерогенными веществами в составе.