С 24 февраля по 2 марта будет праздноваться Масленица. Как отмечали этот праздник на нижегородской земле в старину? Корреспондент издания «Живем в Нижнем» пообщалась на эту тему с заведующей научно-просветительской деятельностью музея «Щелоковский хутор» и этнографом Ольгой Ляпаевой.
Одной из главных традиций на Масленицу, которой придерживались в Нижегородской губернии почти всегда, было разжигание больших костров. В советское время эту традицию чуть видоизменили – вместо поленьев и деревьев для розжига использовали старые шины, однако обычай разводить огонь на Масленицу так и остался.
«Большое распространение имели костры „теплиные“ или „теплинка“ (небольшой костерок, которые разжигают, чтобы погреться, – прим. ред.), также разжигали большие и высокие костры, гораздо выше человеческого роста. Их старались разжигать так, чтобы огонь можно было увидеть из другой деревни», – рассказала Ольга Ляпаева.

Огонь должен был помочь природе быстрее «проснуться» после зимы, чтобы весна поскорее наступила. Жители деревень собирались вокруг костров, пели и плясали, а после проводили ритуалы с сажей – обмазывали ею молодоженов или же юноши обмазывали ею девушек. Также был распространен обычай закапывать молодоженов в снег на Масленицу.
«Это было что-то вроде плодородной магии – молодожены олицетворяли собой зерно, которое нижегородцы «сеяли» в снег. Люди верили, что после этого год будет урожайным», – сообщила этнограф.
Ольга Ляпаева отмечает, что сжигание чучела на не было распространено.
«Вместо этого существовало другой обычай – по улицам бегали дети с факелами. Это тоже был символ весны, символ прощания с зимой», – рассказала этнограф.
На нижегородской земле также было популярно катание на санях – празднование Масленицы не могло обойтись без этого развлечения.
«Это был непременный атрибут. Дети и молодые люди скатывались с горок на санках. Иногда даже катались на прялках. Считалось, что чем дальше девочка уедет на прялке, тем лучше уродится лен», – говорит Ольга Ляпаева.
Распространены также были катания на санях, в которые запрягали лошадей, и просто катания на лошадях.
«Мы даже записывали, что в Арзамасском районе у нас была такая традиция: катались до тех пор, пока лошади не разобьют копытами лед. Это и был символ уходящей зимы», – подчеркнула этнограф.
На Масленицу также было принято незамужним девушкам выходить на улицу, а молодым парням – кататься в запряженных тройках. Так потенциальные женихи присматривались к будущим невестам – если понравилась какая девушка, парень приглашал ее покататься вместе с ним.
Что касается блинов, непременного атрибута празднования Масленицы, то у каждой хозяйки был свой особенный рецепт их приготовления.
«У нас были даже гречишные блины. Откуда они брались? Хозяйки, когда разбивали в ступе зерна гречки на кашу, получали из части зерна эту самую муку. Как раз из нее и делали блины», – рассказала Ольга Ляпаева.
Масленица длилась семь дней, однако, как отмечает этнограф, фактически нижегородцы начинали отмечать ее только с четверга. Именно в тот день и начиналась Широкая Масленица. При этом раньше в деревнях не были распространены такие современные обычаи, как залезание на бревно за подарком.
«Все эти развлечения обрели уже массовый характер гораздо позже, в советское время. Крестьяне сами себе же не могли придумать праздник – подобные конкурсы стали устраивать на массовых мероприятиях. А в крестьянской среде это бессмысленное занятие: кто этот человек, который должен был что-то устанавливать на этом столбе?» – говорит Ольга Ляпаева.
Поэтому на нижегородской земле на Масленицу традиционно люди разжигали костры, пекли и ели блины, катались на санях и лошадях. А вот чучело наши предки не сжигали.