Будь в курсе всех новостей

Поедем в 2024 году? Когда в Нижнем Новгороде наладят работу транспорта

30.10.2022

Новая маршрутная сеть Нижнего Новгорода давно стала притчей во языцех. Транспортную реформу запустили ещё 23 августа, но жалобы пассажиров на плохую работу автобусов не прекращаются. Портал «Живём в Нижнем» разбирался, как и, главное, когда власти планируют решить эти проблемы.

«Привет от замерзающих людей»

Чтобы информировать нижегородцев об изменениях, региональный «Центр развития транспортных систем» завел страницу «Новая маршрутная сеть Нижегородской агломерации» в социальной сети. Под большинством постов — обсуждения с едкими комментариями. В основном жалобы касаются работы автобусов по вечерам.

— Большой привет вам с площади М. Горького от замерзших людей, ожидающих уже около часа свой маршрут! Простите, уважаемые, вы то хоть раз в воскресенье в 21:00 пробовали доехать до дома не на своем авто, а на общественном транспорте?! Вы что там все усовершенствуете-то, никак не могу понять... А зима не за горами, товарищи! — написал Станислав Дмитриев.

К комментарию нижегородец прикрепил фотографию «умной» остановки. На табло указано, что после 21:00 автобус № 40 нужно ожидать 82 минуты, автобус № 64 — 94 минуты, автобус № 41 — 98 минут. И такие интервалы горожан давно не удивляют.


На подобные комментарии администраторы сообщества отвечают примерно одно и то же: причина значительного превышения интервалов — дефицит водительских кадров.

По состоянию на 7 июля 2022 года, крупнейшему муниципальному перевозчику города — «Нижегородпассажиравтотрансу» (НПАТ) — не хватало 536 водителей. В октябре перевозчик уже не публиковал информацию о необходимом количестве сотрудников. Вероятно, ситуация не сильно изменилась. Предприятие обещает водителям среднюю зарплату от 57 000 рублей в месяц. Между тем, в сентябре портал NN.RU со ссылкой на водителя автобуса публиковал другие данные: 109 рублей 48 копеек за час работы и 50 тысяч рублей в среднем за месяц с большими переработками.

Портал «Живём в Нижнем» направил вопросы о зарплатах водителей и количестве автобусов на маршрутах в региональное министерство транспорта, которое курирует работу НПАТ. Минтранс сообщил, что на балансе предприятия находится 776 автобусов, из них 250 — в ремонте или ожидают его. Вопрос о зарплатах остался без ответа.

«Ожидаем перелома ситуации ближе к 2024 году»

Директор «Центра развития транспортных систем» Артём Бафанов в интервью порталу «Живём в Нижнем» сообщил, что о проблеме дефицита водителей властям известно. По его словам, эта проблема характерна для всех субъектов России, а не только Нижегородской области.

— Но мы не сидим, сложа руки. Правительство приобрело гостиницу в районе аэропорта, которая будет использоваться для водителей из других регионов и из удаленных поселков Нижегородской области. Второе — это повышение заработной платы, — сказал Артём Бафанов.

Власти намерены добиваться повышения зарплаты водителей с помощью брутто-контрактов. По их условиям, вся плата за проезд перечисляется в бюджет, а транспортные предприятия будут получать оплату из казны при соблюдении графика и требований по количеству подвижного состава. 

По словам Артёма Бафанова, в эти контракты включена инвестиционная составляющая. У предприятий появляется четкий горизонт планирования своей финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет сделать заработную плату конкурентоспособной. Но пассажиров, прежде всего, интересуют сроки, когда по вечерам будут нормально ходить автобусы.

— Транспорт — масштабная отрасль, и по взмаху волшебной палочки те проблемы, которые копились десятилетиями, не решишь. Нам нужны фундаментальные шаги, которые позволят и финансово-экономические показатели предприятия прогнозировать на долгосрочную перспективу, и обеспечить пассажиров стабильным общественным транспортом, — говорит Артём Бафанов.

Переход к новой системе контрактов запланирован на 2023 год. Однако эта работа ведется уже сейчас. Например, в сентябре государственный брутто-контракт заключен по маршруту А-90.

— Но все-таки мы видим существенный перелом этой ситуации ближе к 2024 году, когда у нас все маршруты становятся регулируемыми в Нижнем Новгороде, когда по всем госконтрактам появляется возможность заключить брутто-контракты, когда все перевозчики начинают работать по единым условиям, — сказал Артём Бафанов.

До 2025 года в рамках транспортной реформы запланировано ещё множество мероприятий. В Нижнем Новгороде уже прокладывают коммуникации для «умных» светофоров, которые будут регулировать транспортный поток в зависимости от загруженности дороги и метеоусловий. В дальнейшем в интеллектуальную транспортную систему интегрируют уже запущенные системы управления общественным транспортом и дорожным движением. Также до 2025 года в городе планируют организовать еще 14 выделенных полос для общественного транспорта. По словам разработчиков новой транспортной системы, без них не получится соблюдать расписание. К тому же запланирована закупка 100 новых трамваев, модернизация путей и тяговых подстанций.

Пассажирам же остается надеяться на то, что математическая модель, о которой так часто говорят разработчики транспортной реформы, будет иметь под собой реальное основание.