Строительство станций метро «Площадь Свободы» и «Сенная» в нагорной части Нижнего Новгорода — сложный проект по многим пунктам. Важный вопрос — как повлияют новые объекты на ландшафт и среду города. «Российская газета» вместе с Всероссийским обществом охраны природы и ГК «Моспроект-3» организовали круглый стол для обсуждения аспектов строительства станций нижегородского метро.
Стройка в сжатые сроки
Гендиректор ГУММиД Нижнего Новгорода Андрей Левдиков кратко рассказал о работах по продлению метро. Началось строительство в 2022 году. Обычно сроки при строительстве новых станций составляют около пяти лет, а в Нижнем Новгороде работу планируется завершить в 2025 году. Такие сжатые сроки обусловлены особенностью строительства — при проведении работ на одном участке параллельно проектируется следующий. Проект разделен на 15 этапов, последние из которых — благоустройство территории.
По мнению ректора ННГАСУ Дмитрия Щеголева, метрополитен органично впишется в ландшафт города: появятся только небольшие входы в подземку и новые пешеходные переходы. Воздействие метро можно минимизировать с помощью шумоизоляции, уменьшения вибрации.
Поскольку центр города, где строится метро, расположен на возвышенности, у многих возникают сомнения о безопасности работ в этом районе. Ректор ННГАСУ уверил в надежном подходе к строительству новых станций.
— На наш взгляд, с технической точки зрения все сложности, обусловленные проблемами ландшафта, решаемы. Есть опыт строительства линий и станций даже в более сложных условиях гидрогеологии, например, в Санкт-Петербурге. В целом же уверен, что новые станции метро станут катализатором с точки зрения улучшения ландшафта, поскольку входные группы подтянут и общее благоустройство в городе, — сказал Дмитрий Щеголев.
Транспортный узел
Телеграм-канал «МетроНН» и группа Вконтакте провели среди своих читателей опрос по поводу благоустройства территорий у станции «Сенная». Большинство проголосовавших хотят видеть в этом месте прогулочную зону с выходами на Верхне-Волжскую набережную, к колесу обозрения и канатной дороге. Не менее популярный ответ — транспортно-пересадочный узел. Другими вариантами были торговый центр, парк, обычные вестибюли метро.
По мнению главного архитектора Нижегородской области Сергея Попова, нужно сделать так, чтобы люди от метро смогли добраться до мест работы, учебы, отдыха.
— Есть транспортный каркас, на который все надевается. На линии метро приходятся большие транспортные потоки. Наземный общественный транспорт должен подъезжать к метро. Еще мы должны привести сюда потоки со спальных районов, — сказал Сергей Попов.
Поэтому главный архитектор области ставит на первый план создание транспортно-пересадочных узлов у станций. Также он сообщил, что приблизительно в мае проведут архитектурный конкурс на благоустройство территорий у метро.
Экологические аспекты строительства
Руководитель дирекции по проектированию ГК «Моспроект-3» Арсен Аветикян сообщил, что выброс вредных веществ от строительства не превышает норму. С площадок в итоге вывезут более миллиона тонн разных отходов, 90% из них — это грунт. После завершения стройки посадят новые деревья и выплатят компенсации за утерянные зеленые насаждения.
О вывозе отходов отдельно высказался руководитель группы экомониторинга Общественного совета министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Элмурод Расулмухамедов.
— Идет большая реконструкция, большой снос. Мы пока в Нижнем Новгороде не видим устойчивой системы контроля за вывозом строительных отходов, за этим будем следить, — сообщил Элмурод Расулмухамедов.
Он также рекомендовал использовать снежные пушки при строительстве и пылеподавлении.
На зеленых насаждениях заострила внимание директор архитектурно-ландшафтного центра «Архиленд» Ольга Воронина.
— Нужно уравновесить транспортный каркас города зеленым каркасом. В городе должны остаться не только транспортные средства, но и люди, и насекомые, и растения, — так сказала Ольга Воронина.
Она предлагает в тех местах, где это возможно, сделать островки с деревьями и кустарниками. В этой работе потребуется помощь проектировщиков, чтобы подвести колонки с водой для полива растений. Также Ольга Воронина отметила, что ННГАСУ выпускает специалистов в области ландшафтного дизайна. Их тоже можно подключить к работе по благоустройству.
Еще один вариант благоустройства территорий предложил Элмурод Расулмухамедов: украсить территорию возле метро можно тактильными садами. Для этого в больших специальных клумбах, горшках или других емкостях высаживаются разные растения, которые можно потрогать, понюхать, собрать с них плоды. Тактильные сады могут привлечь внимание людей, которые назначают встречи у станций.
Помощь молодежи
Также на круглом столе несколько раз прозвучала инициатива подключить студентов ННГАСУ, НГТУ и других вузов к работе по благоустройству территорий.
— Принципиально важной я вижу возможность сформировать междисциплинарные команды со студентами для того, чтобы выработать новые решения проблем, вместо того, чтобы обсуждать их на круглых столах, — заявил профессор ННГАСУ Александр Иванов.
— В общественном контроле должна обязательно участвовать молодежь. Ведь мы строим город будущего, — добавил политолог Иван Юдинцев.
Возможно, именно студентам удастся совместить парковые зоны и прогулочные дорожки с транспортно-пересадочными узлами, при этом воплотить желания местных жителей и создать удобную схему передвижения для иногородних.