Жителям приходится домысливать информацию
В настоящее время существует негласное разделение на “мы” и “вы”, когда речь заходит о народе и власти. Глубина проблемы лежит в том, что постепенно вертикаль власти обернулась тем, что выстроилась четкая иерархия, “вы” там наверху, а “мы” здесь, считает Фортунатов. При этом никакой настоящей коммуникации между “верхом” и “низом” нет.
– Там наверху, в лучшем случае, могут изобразить заботу о нас, – говорит Антон.
Реальные нужды и переживания населения, мало кого интересуют, если проблема не становится сродни “бельма на глазу”. В пример, заведующий кафедрой приводит сквер на Звездинке. В ответ на претензии местных жителей о том, что его сделали непривлекательным зачастую отвечают, что были встречи с общественностью, которая поддержала идею. На самом же деле в роли общественности выступали случайные прохожие, которые через 5 минут после объяснений на ходу и думать забыли об этом сквере. Потом же возмущенным жителям, которым предстоит жить рядом с этим сквером утверждают, что они сами дали согласие. Вот и вся коммуникация в контексте данного вопроса.
Профессиональная прослойка, выполняющая роль коммуникаторов между властью и народом сейчас как таковая отсутствует. Однако современные технологии позволяют напрямую обращаться к народу через аккаунты в социальных сетях. И в какой-то мере это работает, но и здесь не все так гладко. У многих чиновников отсутствует четкое понимание как это должно происходить, другие опасаются говорить откровенно, третьи же делают сомнительные заявления, за которые потом неловко оправдываются. В каждом случае эффекта либо нет, либо он вообще отрицательный.
Одно из основных и важных условий успешной коммуникации – это эмпатия, умение сочувствовать и сопереживать. Способность к эмпатии позволяет подобрать нужные слова, говорить с людьми на том языке, который они слушают, и доносить до них информацию. Говорить о себе умеет каждый.
Кроме того, говорит Фортунатов, умению коммуникации в социальных сетях чиновников никто не учит сейчас и у многих присутствует некоторый страх перед возможными последствиями если они “ляпнут что-нибудь не то”. Косноязычность и зажатость становится заметной и отталкивает людей. Также в таких условиях руководители предоставляют информацию, но не торопятся ее разъяснить с точки зрения обычного гражданина. В условиях отсутствия внятной информации о предназначении и важности для будущего тех или иных решений и действий люди начинают строить домыслы сами, либо же просто происходит отрицательный эффект и возникает непонимание и недоверие.
В пример можно привести празднование 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода. Несмотря на огромный масштаб работ и вложенных средств, многие нижегородцы не воспринимают юбилей как праздник. Проблема в том, что никто не знает, что будет после него. Здесь ярко проявляется нехватка информирования от власти. Некоторые люди начинают домысливать за них, отвечая, что город получит инфраструктуру, отреставрированные фасады и прочее.
– Но вы скажите сами, зачем мне за вас это говорить, возможно, что вы думаете совсем о другом, и после 800-летия уедете из этого города и оставите нас наедине со своими думами. Может быть и так, но я домысливаю, почему я не могу этого делать, если нет информации? – объясняет Фортунатов.
Однако есть в подготовке к 800-летию и положительные моменты, направленные на “смыслы, а не формальности”, по мнению Антона Фортунатова. Например, возобновление премии «Болдинская осень» министерством культуры. Фортунатов считает, что это хороший стимул для развития народной писательской рефлексии.
Заведующий кафедрой социально политических коммуникаций уверен, что хотя бы немного изменить ситуацию даже сейчас могло бы отхождение от формалистского толка и общение с людьми, которым покажут перспективы и то, что будет после юбилея.