Подробнее о профессиональных пробах рассказала руководитель образовательных проектов с учебными заведениями Надежда Глуменкова.
Профориентация со школьной скамьи
– Надежда Евгеньевна, в чем суть и необходимость проекта «Моя первая профессия»?
– В ранней и глубокой профориентации. Совместно с Мининским университетом и управлением образования Автозаводского района мы продумали программу раннего обучения азам профессии. Она рассчитана на несколько месяцев – с октября 2024-го по апрель 2025-го. В вузе ребят обучают теории, а завод организует практические занятия.
Старшеклассники получают первый опыт профессиональной деятельности, который может значительно повлиять на выбор специальности: они будут осознаннее выбирать учебное заведение после школы. Нам бы хотелось их видеть в Нижегородском автомеханическом техникуме и Нижегородском индустриальном колледже, а затем и на предприятии. Если ребята еще в школе поймут, что рабочие профессии им не подходят, это тоже результат. Они не будут занимать чужие места в учебных заведениях. На днях пообщалась с одним из участников проекта «Моя первая профессия». Школьник открыл для себя профессию токаря. Он собирается поступить в НАМТ и строить свою карьеру на Горьковском автозаводе.
– Какие профессии смогут протестировать старшеклассники?
– Оператор станков с программным управлением и слесарь механосборочных работ. Кроме того, мы набрали небольшую группу ассистентов гидов-экскурсоводов. Ребята смогут применить свои навыки и в нашем музее, а также проводить экскурсии по Автозаводскому району в рамках программы «Новый социальный вектор».
Комплексная система подготовки собственных кадров развивается на Горьковском автозаводе с начала 2000-х по инициативе промышленника Олега Дерипаски
– Как построено обучение и на какой базе проходят занятия?
– Группы сформированы из девятиклассников трех автозаводских школ – №119, 170 и 43. Всего в проекте приняли участие 72 человека. Ребята занимаются на базе седьмого корпуса Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина на улице Челюскинцев и в нашей Академии современных технологий автомобилестроения им. А.Н.Моисеева (АСТА).
В аудиториях Мининского университета они изучают общетехнические дисциплины: черчение, основы электротехники, технической механики. Также им рассказывают о разновидностях инструмента и приспособлений и о том, как формируются программы для станков, как происходит технологический процесс сборки автомобилей.
В АСТА школьники получат практические навыки. Все организовано максимально доступно и наглядно. После обязательного обучения по охране труда они изучают инструменты и оборудование, выполняют практические задания на учебных станках с ЧПУ и имитационных сборочных линиях. Также ребят ближе знакомят с деятельностью нашего предприятия, с Производственной системой, для них проводятся экскурсии. Например, в ПГА они могут понаблюдать за работой слесарей механосборочных работ, на «Нижегородских моторах» – за деятельностью операторов станков с ЧПУ.
– Что и кто мотивирует школьников совмещать учебу в школе с дополнительными занятиями по профориентации?
– В первую очередь их родители, которым небезразлично будущее своих детей. Да и сами школьники у нас замечательные. Они видят, как стремительно развивается промышленность в нашей стране, на заводах появляются современные станки и автоматические линии. Ребята понимают, что за рабочими профессиями будущее, и готовы пробовать себя в той или иной профессии.
«Мы уделяем особое внимание ранней профориентации школьников и организуем современные форматы дополнительного образования. В рамках нового проекта «Моя первая профессия» старшеклассники смогут приобрести азы рабочих профессий и более осознанно подойти к выбору своего жизненного пути», — директор по персоналу Горьковского автозавода Екатерина Марштупа.
Хочу стать профессионалом
Участники проекта убеждены, что дополнительное обучение всегда пригодится.
– Мало ли как жизнь повернется, а у меня уже есть профессия – оператор станков с ЧПУ, – говорит ученик школы №119 Егор Голов. – Всегда можно прийти на завод работать, чтобы обеспечить семью. Автозавод – большое предприятие, где внедряются передовые технологии. Мне понравилось работать на симуляторах, и преподаватели у нас отличные. Особенно запомнился Никита Дмитриевич Васьков. Азы профессии, которые я получу, при желании всегда смогу развивать дальше.
Дмитрий Капустин из 170-й школы осваивает профессию слесаря механосборочных работ.
– Если возьмут на завод и мне понравятся условия работы, останусь и продолжу совершенствоваться в этом деле, – поясняет Дмитрий, орудуя гайковертом на учебном станке. – Сейчас главное – не сойти с полпути и завершить обучение.
Девятиклассник школы №43 Кирилл Зимин учится на «4» и «5». О своем будущем юноша имеет четкое представление.
– Я попал в самый первый поток программы, – говорит он. – Сдам школьные экзамены, поступлю в техникум, затем возьму образовательный кредит и продолжу учебу. К тому моменту я рассчитываю преуспеть в профессии и карьере на Горьковском автозаводе. Думаю, высокая зарплата квалифицированного сотрудника мне позволит самому оплачивать обучение в вузе.
Источник: «Автозаводец»