7 июля будет старославянский праздник – Иван Купала. Наши предки верили, что эту ночь нужно провести по-особенному, чтобы привлечь в свою жизнь любовь и красоту. Расскажем больше об этом празднике и о традициях и ритуалах, которые соблюдали в старину. Также мы поговорили с заведующей научно-просветительской деятельностью музея «Щелоковский хутор» и этнографом Ольгой Ляпаевой и выяснили, какие традиции на Ивана Купалу соблюдали в Нижегородской области раньше.
История праздника
Иван Купала – это праздник восточных славян, который был посвящен расцвету природы и праздновался 24 июня по старому стилю (7 июля по новому). Совпадает с православным Рождеством Иионна Предтечи.
– У нас на нижегородской земле вообще Иван Купала не был таким разгульным праздником, по крайней мере, своих особенных обрядов, присущих празднику, не было зафиксировано. Но этот праздник, безусловно, знали, его называли «Иван-цветник» или «Иван-травник». День этот считался особенным для нижегородцев, огромное значение придавали воде, – рассказала Ольга Ляпаева.
Сила в воде
Наши предки верили, что на Ивана Купалу вода обладает волшебной силой. Утром собиралась роса с травы, например, чистым полотенцем, потом ее выжимали в кувшин. Полученной водой нужно было умыться – подобный ритуал, как верили люди, омолодит человека и прибавит ему здоровья на весь год.
– На Ивана Купала нижегородцы выходили к разречью, то есть местам, где одна река впадает в другую, и купались. Соблюдая эту традицию, наши предки верили, что здоровье сохранится на целый год, – отметила этнограф.
Обязательно на Ивана Купала нужно было искупаться в реке – люди верили, что таким образом вы почитаете предков и очищаете свой организм от болезней.
Целительные травы
Поскольку праздник проходит в летнюю пору, когда вся флора вокруг цветет во всю силу, то на Ивана Купалу многие ритуалы связаны именно с травами и цветами. Молодые незамужние девушки 7 июля плели венки и ходили к реке, чтобы узнать свою судьбу. Они бросали свои украшения из цветов в воду и смотрели, что будет с венком. Если он быстро пристал к берегу – значит, у девушки не за горами замужество. Если венок уплывал далеко, то брак состоится не скоро. А если же венок пропадал под водой, то это считали признаком скорой смерти.
Есть и другие традиции, связанные с цветами и травами.
– В Нижегородской области девушки вплетали себе перед сном в косы 12 различных трав и ложились с ним спать. Считалось, что во время этого ритуала во сне придет молодой человек и ответить взаимностью, – рассказала Ольга Ляпаева.
Также на Ивана Купалу нужно было собирать травы и цветы, которые засушивали, чтобы потом пользоваться ими весь год. Одним из символов праздника был цветок Иван-да-Марья. Люди верили, что его сок помогает вернуть слух и ум. Также засушенные цветки следовало разложить по углам избы, чтобы отпугнуть воров от дома.
Гуляния с кострами
По традиции на Ивана Купалу нужно было разжигать высокие костры, вокруг которых водили хороводы. Девушки присматривали себе юношей, с которыми потом перепрыгивали через костер, держась за руки. Если они не расцепились, значит, молодым судьба сулит быть вместе. А пара возлюбленных перепрыгивала через огонь, чтобы сильнее укрепить свою любовь. Также молодые девушки верили, что, прыгая через огонь, прибавляют себе красоту и молодость. А молодые парни показывали свою удаль. Вместе с тем, розжиг костров на Ивану Купалу, по поверьям, несет в себе очищение души и тела.
А вот в Нижегородской области, как отмечает этнограф, традиции с огнем на Ивана Купалу не соблюдались.
– Записей о проведении подобных ритуалов в нашем регионе я не фиксировала. У нас была традиция, что молодые люди должны были вместе встретить рассвет, тогда-то они и разжигали костры. Но прыжков через костер на нижегородской земле не было, – говорит Ольга Ляпаева.
Чудесный папоротник
Главным растением Ивана Купалы является папоротник. По поверьям, именно в ночь на 7 июля. Лишь один день в году, в лесах начинает цвести это растение. Тот, кто нашел цветущий папоротник, мог открыть дорогу к кладу и богатствам. Однако для этого нужно было пройти непростое испытание. Этнограф поделилась быличкой, связанной с папоротником на Ивана Купала, которую она слышала в Ковернинском районе.
– Бытует история о мужчине, который нашел цветущий папоротник в лесу. По легенде, когда человек нашел цветок папоротника, он должен отнести его домой, но при этом по пути ни с кем нельзя разговаривать, потому что нечистая сила хочет забрать себе этот цветок. Так вот мужчина, идя домой, по пути встретил различных родственников, которые пытались с ним заговорить, но он им не отвечал. Мужчина дошел все-таки до дома, зашел в сени, где его встретила жена с вопросом: «Ты будешь кушать?». Он ответил ей, что будет, и вдруг цветок папоротника из рук исчез, а вместе с ним и жена, которая на самом деле была нечистой силой. Мужчина же был еще в сенях, а в те времена домом считалось изба, где есть иконы, а в сенях их не было. Поэтому получается, что до дома мужчина еще не дошел. Вот такая история бытует в нашем регионе, – рассказала этнограф.
Как отметила Ольга Ляпаева, традиции с поиском папоротника были распространены на севере Нижегородской области.