Новости Нижнего Новгорода – Живем в Нижнем
НовостиСпецпроектыСтроительство новой ветки метро

От кредита до свай. Что сделано на строительных площадках метро в Нижнем Новгороде

Фото От кредита до свай. Что сделано на строительных площадках метро в Нижнем Новгороде - Новости Живем в Нижнем

Строительство новых станций метро «Площадь Свободы» и «Сенная» идет полным ходом. На Сенной начали уже делать котлован будущей станции и укреплять грунт. Ранее работы по устройству ограждающих конструкций  стартовали на улице Горького. О том, что уже сделано на строительных площадках, — в материале «Живем в Нижнем».

Работа «на бумаге»

Строительство станций метро — очень сложный и капиталоемкий процесс, поэтому без помощи федерального бюджета было не обойтись. В августе 2021 года на президиуме штаба правительства России впервые одобрили заявку региона на инфраструктурные кредиты. И это была заявка Нижегородской области. Там образом проект продления Автозаводской линии метрополитена получил финансовое основание.

— Это огромная победа! Поздравляю нижегородцев и с этим! Город и регион уже не остановятся в своём развитии! — так прокомментировал одобрение инфраструктурного кредита губернатор Глеб Никитин.

С тех пор работа закипела. Для начала надо было актуализировать и скорректировать проект продления линии до площади Сенной. Изначально было два варианта трассировки: через станцию «Оперный театр» или через станцию «Площадь Свободы». Второй обладал целым рядом преимуществ: ликвидация двух изгибов пути, перенос меньшего количества коммуникаций, не придется закрывать движение трамваев и другого транспорта по улице Белинского. К тому же более прямой и короткий путь позволит сэкономить средства и в будущем уменьшить время пробега поездов. В итоге выбрали трассировку через площадь Свободы как более экономичную и выгодную для города.

Таким образом, новый участок будет включать два перегона, два станционных комплекса, тупики для оборота поездов за станцией «Сенная». Ориентировочная строительная длина трассы — 3,23 км.

1 ноября 2021 года был объявлен конкурс на проектирование и строительство новых станций метро в центре города. Победителем стала компания «Моспроект-3», которая сейчас также активно участвует в строительстве участков столичного метрополитена.

По словам гендиректора ГК «Моспроект-3» Анны Меркуловой, «Сенная» и «Площадь Свободы» будут заложены на глубине 10—12 метров. Такой подход позволяет использовать небольшие составы поездов и значительно снизить объем затрат на строительство и обслуживание станций, что в итоге сокращает общие расходы по эксплуатации.

Также специалисты «Моспроект-3» работают над проектом продления Сормовско-Мещерской линии метро. Компания разработает проектную документацию и построит участок метро, который соединит станцию «Буревестник» с «Сормовской», которая будет расположена на улице Станционной. Это местоположение позволяет не сужать улицу Коминтерна, перестраивать трамвайное движение и тратить много времени на перенос коммуникаций. Расположение рядом с железнодорожной станцией позволит создать настоящий транспортный хаб с пересадкой по принципу «сухие ноги». С появлением новой станции Сормовско-Мещерская линия вырастет на 2,6 км.

Строительная площадка на улице Горького

Работа «на земле»

В марте 2022 года стартовали работы непосредственно на площадках. Строители установили ограждения возле отеля Ibis на улице Горького. Именно здесь расположена первая площадка и отсюда к площади Свободы будет двигаться проходческий щит. Постепенно строительный городок вырос и на площади Сенной. Конечно, были опасения, что на ход работ негативно повлияют антироссийские санкции, однако власти заверили, что сроки ввода станций не меняются. Продление линий нижегородского метро, по словам Глеба Никитина, — одно из самых приоритетных направлений на данный момент. Власти делают все возможное, чтобы работы шли в соответствии с графиком.

В прошлом году на площадки завезли необходимые материалы и оборудование. Заранее вынесли все коммуникации, освободили участки от строений и ветхих домиков. Прошли все подготовительные работы, а в начале 2023 года стартовал по-настоящему важный этап: монтаж ограждающих конструкций, разработка котлованов и устройство основных конструкций. Для стартового котлована на улице Горького потребуется залить 210 железобетонных свай — все они должны быть точно по уровню. Это и будет каркас для ограждающей конструкции стартового котлована. После устройства котлована здесь начнутся земляные работы на глубине до 12 метров.

На площади Сенной также начали заливать сваи и укреплять грунт. На площадке работают две буровые установки, вскоре с ним присоединяться еще две. Здесь будет уже 469 свай для стартового котлована.

— У нас начались работы по устройству грунтоцементных свай для усиления грунтов. Также начались работы по устройству площадки под укрупнительную сборку тоннелепроходческого щита, — сообщил представитель ГК «Моспроект-3».

Конечно же, для масштабных работ потребовалось ограничить движение, но пока незначительно.

— Обычно в ходе строительных работ неизбежно возникают заборы, шлагбаумы и перекрытия дорог, но мы постарались выстроить график работ таким образом, чтобы лишь сужать проезжую часть и горожанам не пришлось менять привычные маршруты, — рассказал генеральный директор ГУММиД Андрей Левдиков.

Сейчас обсуждается ограничение движения по улице Горького от Ошарской до площади Свободы. Сначала планировалось закрыть этот участок целиком, но потом решили, что все-таки можно оставить две полосы для движения. А вот саму площадь Свободы, к сожалению, придется закрывать полностью. Вероятно, останутся только две полосы для движения общественного транспорта с улицы Ванеева до Варварской. Андрей Левдиков предположил, что площадь могут закрыть ближе к лету 2023 года.

Строительная площадка на площади Сенной

Что будет дальше?

На второй квартал 2023 года запланирован монтаж тоннелепроходческих щитов. Предполагается, что в Нижнем Новгороде будут работать сразу три.

— Параллельно вместе с подрядчиком «Моспроект-3» мы ищем решения, как, находясь в сжатых сроках, еще ускорить строительство. Обсуждаем возможность устройства тоннелей тремя тоннелепроходческими комплексами. Это даст экономию времени как минимум в полгода, — сообщил Андрей Левдиков.

Планируется, что первый щит пройдет от площади Горького до Свободы и обратно. Затем еще два щита запустят друг за другом от Сенной, и они должны встретиться на площади Свободы. В общей сложности на решение поставленных задач должно уйти полтора года.

В среднем такие объекты,
как новые станции метро в центре города, строятся пять лет. Однако
нижегородский проект необходимо реализовать в более сжатые сроки — в 2025 году по
станциям «Площадь Свободы» и «Сенная» и в 2026 года по «Сормовской». Это
делается для того, чтобы минимизировать неудобства, связанные с шумом и
ограничением движения, и поскорее открыть станции, которые нижегородцы ждут уже
много лет.

Материалы по теме

Оставить комментарий