В истории городов метро всегда было чем-то большим, чем просто общественный транспорт. Начиная с проектирования первых станций и прокладки первых метров путей под землей, каждый населенный пункт претерпевает серьезные изменения, меняется и жизнь его обитателей. Сегодня мы выясним, что происходит с мегаполисом по мере развития метрополитена, на примере Нижнего Новгорода.
Первые станции и первые изменения
Начало истории подземки в Нижнем Новгороде было положено осенью 1973 года – со стартом работы над проектом первой очереди метрополитена. Через полгода были согласованы названия восьми станций: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции», «Пролетарская», «Северная», «Комсомольская». 15 июля 1977 года Советом министров СССР принято постановление о строительстве метрополитена в Горьком, а 17 декабря 1977 года началось строительство — была забита первая свая в котлован станции «Ленинская» и установлен памятный знак. В этом году исполнилось 45 лет с начала метростроя в нашем городе!
Развитие нижегородского метро стартовало с нижней части города, поскольку запуск первой ветки в 1985 году был ориентирован, прежде всего, на работников Горьковского автомобильного завода. Подземная линия начиналась в центре Автозаводского района от сегодняшнего «Парка культуры» (ранее ст. «Ждановская») и тянулась вдоль всего ГАЗа.
Первый этап метростроя в Нижнем Новгороде — Горьком был нацелен на обеспечение комфорта сотрудников крупный предприятий: ГАЗа, «Красной Этны», ОКБМ и других, помогая им тратить меньше времени на дорогу. Однако изменения ощутили и другие горожане. Во-первых, начал меняться привычный облик улиц — с демонтажом сооружений и переносом трамвайных путей. Во-вторых, появилась альтернатива наземному транспорту. Пусть в середине восьмидесятых проблема пробок и не была актуальной, сюрпризы природы периодически приводили к проблемам с логистикой и авариям. Да и потом, ждать транспорт в сухом вестибюле подземки гораздо комфортнее, чем толкаться на автобусной остановке, в надежде спрятаться от снега и дождя.
Метрополитен стал не только дополнительным транспортом, но и частью архитектурного облика города. Поэтому проектировщики уделяли внимание как оформлению станций под землей, так и павильонам на улице: они не должны были выбиваться из общей стилистики. Пользу от нового вида общественного транспорта ощутили и предприниматели: на протяжении многих лет рядом со входами в подземку то и дело возникали стихийные рынки.
Долгая дорога наверх
Несмотря на то, что первая станция метро в нагорной части Нижнего Новгорода открылась лишь в 2012 году, планы по объединению двух берегов существовали еще в семидесятые. Технико-экономическое обоснование второй очереди строительства для связи Сормова с Московским вокзалом и площадью Горького разрабатывалось с 1978 года, а в 1988 году проект интерьера станции «Горьковская» представили на совете при главном архитекторе города.
Параллельно с этим специалисты обсуждали и то, как изменится Горький над тоннелями. Наряду с производственными объектами предлагалось возвести дома служб метрополитена, жилой комплекс на 144 квартиры, спортивно-оздоровительный комплекс и другие здания, в том числе социальной сферы.
Институт «Нижегородметропроект» разработал архитектурно-строительные решения станций «Горьковская» и «Площадь Свободы» в 1990-х, но строительство необходимого для этого метромоста началось лишь в 2000 году. Тогда еще мало кто мог предположить, насколько затянется реализация проекта: и если автомобильное движение по верхней эстакаде переправы запустили в 2009 году, то поезда метро смогли отправиться с Московского вокзала на площадь Горького в 2012-м. Таким образом, от планирования станции в верхней части Нижнего Новгорода до ее официального открытия прошло более 30 лет.
Сейчас многие не помнят о том, что работы по строительству метро могли пройти во всем известном сквере на площади Горького. В далеком 1988 году там даже установили строительные заборы. В то время противники вырубки деревьев разбили палатки прямо в зеленой зоне. Сначала это была лишь небольшая группа активистов, но вскоре их другие люди. Власти прислушались к мнению народа, и вскоре ограждение убрали, а сквер Горького остался целым и невредимым.
Сегодня вряд ли получится найти противников продления линии метро в нагорной части Нижнего Новгорода. Увеличение числа машин, вечные пробки и снежные зимы делают подземку настоящим спасением. От «Горьковской» до Московского вокзала ехать около 5 минут, а значит можно не опасаться опоздания на электричку или поезд даже в час пик.
Новый этап метростроя
Чемпионат мира по футболу 2018 года, матчи которого проходили и в Нижнем Новгороде, помог горожанам получить еще одну станцию метро. «Стрелка» была сдана в 2018 году в преддверии мундиаля. Болельщикам тоже повезло: прогулявшись по центру миллионника, они могли с легкостью добраться до стадиона, возведенного, по сути, в спальном районе города.
Несмотря на то, что верхняя и нижняя части столицы Приволжья связаны четырьмя мостами, их пропускная способность оставляет желать лучшего. Продление подземки до Стрелки позволило разгрузить существующие магистрали и обеспечить беспрепятственный доступ к стадиону «Нижний Новгород», который сегодня используется не только для проведения спортивных состязаний, но и как концертная площадка.
Следующим этапом развития метрополитена в городе станет строительство сразу трех станций. В Нижегородском районе они расположатся на двух площадях — Свободы и Сенной, в Сормовском — на улице Станционной.
Станция «Сормовская» займет место неподалеку от железнодорожных путей, чтобы жителям Заволжья и Балахны было проще добираться на работу в Нижний Новгород. Поблизости планируется организовать и перехватывающую парковку, а также подвести автобусные маршруты. В результате для пассажиров будет обеспечена пересадка по принципу «сухие ноги», что сделает использование общественного транспорта более комфортным для граждан.
Новые станции в верхней части города, в частности, «Сенная», усовершенствуют сообщение с Бором благодаря соседству с канатной дорогой, а также улучшат транспортную доступность известной своими пробками улицы Родионова. С продлением подземки будет сформирован крупный транспортно-пересадочный узел, включающий также трамвайную линию и выход на две крупные магистрали.
Также продление подземки в перспективе поможет воплотить в жизнь масштабный проект развития площади Сенной и прилегающих к ней территорий: предложения застроить участки современными домами звучали в Нижнем Новгороде еще в 2014 году, но так и не были воплощены в реальность.
Летом 2022 года министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова сообщила о создании проекта застройки 4 га в границах улиц Горького, Ковровской, Родниковой и Казанской набережной. По мнению главы регионального ведомства, эта территории весьма перспективна, в том числе и благодаря продлению метро. К слову, одним из возможных вариантов использования земли в районе Сенной называли создание «правительственного квартала» метражом 150 тысяч «квадратов». Когда концепция развития участка будет готова, ее представят на обсуждение общественности.
Несмотря на то, что история метрополитена в Нижнем Новгороде охватывает более четырех десятилетий, в городе сдано лишь 15 станций. Но даже это пока еще скромное количество помогло существенно изменить жизнь горожан в лучшую сторону и дать шанс на развитие территориям, которые прежде казались неперспективными.