Новая маршрутная сеть Нижнего Новгорода давно стала притчей во языцех. Транспортную реформу запустили ещё 23 августа, но жалобы пассажиров на плохую работу автобусов не прекращаются. Портал «Живём в Нижнем» разбирался, как и, главное, когда власти планируют решить эти проблемы.
«Привет от замерзающих людей»
Чтобы информировать нижегородцев об изменениях, региональный «Центр развития транспортных систем» завел страницу «Новая маршрутная сеть Нижегородской агломерации» в социальной сети. Под большинством постов — обсуждения с едкими комментариями. В основном жалобы касаются работы автобусов по вечерам.
— Большой привет вам с площади М. Горького от замерзших людей, ожидающих уже около часа свой маршрут! Простите, уважаемые, вы то хоть раз в воскресенье в 21:00 пробовали доехать до дома не на своем авто, а на общественном транспорте?! Вы что там все усовершенствуете-то, никак не могу понять… А зима не за горами, товарищи! — написал Станислав Дмитриев.
К комментарию нижегородец прикрепил фотографию «умной» остановки. На табло указано, что после 21:00 автобус № 40 нужно ожидать 82 минуты, автобус № 64 — 94 минуты, автобус № 41 — 98 минут. И такие интервалы горожан давно не удивляют.
На подобные комментарии администраторы сообщества отвечают примерно одно и то же: причина значительного превышения интервалов — дефицит водительских кадров.
По состоянию на 7 июля 2022 года, крупнейшему муниципальному перевозчику города — «Нижегородпассажиравтотрансу» (НПАТ) — не хватало 536 водителей. В октябре перевозчик уже не публиковал информацию о необходимом количестве сотрудников. Вероятно, ситуация не сильно изменилась. Предприятие обещает водителям среднюю зарплату от 57 000 рублей в месяц. Между тем, в сентябре портал NN.RU
со ссылкой на водителя автобуса публиковал другие данные: 109 рублей 48 копеек за час работы и 50 тысяч рублей в среднем за месяц с большими переработками.
Портал «Живём в Нижнем» направил вопросы о зарплатах водителей и количестве автобусов на маршрутах в региональное министерство транспорта, которое курирует работу НПАТ. Минтранс сообщил, что на балансе предприятия находится 776 автобусов, из них 250 — в ремонте или ожидают его. Вопрос о зарплатах остался без ответа.
«Ожидаем перелома ситуации ближе к 2024 году»
Директор «Центра развития транспортных систем» Артём Бафанов в интервью порталу «Живём в Нижнем» сообщил, что о проблеме дефицита водителей властям известно. По его словам, эта проблема характерна для всех субъектов России, а не только Нижегородской области.
— Но мы не сидим, сложа руки. Правительство приобрело гостиницу в районе аэропорта, которая будет использоваться для водителей из других регионов и из удаленных поселков Нижегородской области. Второе — это повышение заработной платы, — сказал Артём Бафанов.
Власти намерены добиваться повышения зарплаты водителей с помощью брутто-контрактов. По их условиям, вся плата за проезд перечисляется в бюджет, а транспортные предприятия будут получать оплату из казны при соблюдении графика и требований по количеству подвижного состава.
По словам Артёма Бафанова, в эти контракты включена инвестиционная составляющая. У предприятий появляется четкий горизонт планирования своей финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет сделать заработную плату конкурентоспособной. Но пассажиров, прежде всего, интересуют сроки, когда по вечерам будут нормально ходить автобусы.
— Транспорт — масштабная отрасль, и по взмаху волшебной палочки те проблемы, которые копились десятилетиями, не решишь. Нам нужны фундаментальные шаги, которые позволят и финансово-экономические показатели предприятия прогнозировать на долгосрочную перспективу, и обеспечить пассажиров стабильным общественным транспортом, — говорит Артём Бафанов.
Переход к новой системе контрактов запланирован на 2023 год. Однако эта работа ведется уже сейчас. Например, в сентябре государственный брутто-контракт заключен по маршруту А-90.
— Но все-таки мы видим существенный перелом этой ситуации ближе к 2024 году, когда у нас все маршруты становятся регулируемыми в Нижнем Новгороде, когда по всем госконтрактам появляется возможность заключить брутто-контракты, когда все перевозчики начинают работать по единым условиям, — сказал Артём Бафанов.
До 2025 года в рамках транспортной реформы запланировано ещё множество мероприятий. В Нижнем Новгороде уже прокладывают коммуникации для «умных» светофоров, которые будут регулировать транспортный поток в зависимости от загруженности дороги и метеоусловий. В дальнейшем в интеллектуальную транспортную систему интегрируют уже запущенные системы управления общественным транспортом и дорожным движением. Также до 2025 года в городе планируют организовать еще 14 выделенных полос для общественного транспорта. По словам разработчиков новой транспортной системы, без них не получится соблюдать расписание. К тому же запланирована закупка 100 новых трамваев, модернизация путей и тяговых подстанций.
Пассажирам же остается надеяться на то, что математическая модель, о которой так часто говорят разработчики транспортной реформы, будет иметь под собой реальное основание.