Только 12 из них были признаны сухими или аварийными
В микрорайоне «Молитовский» в Ленинском районе под снос пошли 58 деревьев. В числе срубленных лишь 12 признаны аварийными или сухими, остальные были здоровы. О массовой вырубке порталу «Живем в Нижнем» сообщили местные жители.
Работы начались около месяца назад. Вначале два зеленых участка оградили заборами, затем за ним поставили подсобку и биотуалет, а далее приехала техника и начала расчищать площадку.
С каждым днем на территории становилось все меньше деревьев. Жители еще наделялись, что какие-то сохранят, обойдут стороной, но на площадке не осталось ничего.
Люди с сожалением рассказывают, что некоторым деревьям было по 30-40 лет. От высоченных берез, яблонь, ясенелистных кленов остались одни обрубки и пеньки, а затем и их вместе с остатками деревьев перемололи в опилки.
Особенно местным жителям жаль многоствольный ясень. О нем даже говорят, как о достопримечательности округи.
– Такой огромной красивой кроны в городе было еще поискать, а теперь на его месте – траншея с с трубами,– делятся нижегородцы.
– Я живу здесь десять лет, такая красивая была полянка у школы, зеленая, с прекрасными деревьями. Мы часто гуляли здесь с собакой. Я люблю деревья, у нас тут и так немного их, а здесь одно было просто какой-то необыкновенной красоты. А уж осенью, в листопад просто глаз не отвести, как такое можно было сотворить – сокрушается местная жительница Елена.
– Плакучая береза чуть поодаль росла, ей наверное, лет 40 уже, тоже огромная, высоченная. Не представляете, как красиво она начинала зеленеть весной. Я даже фотографировала ее, так было красиво. После работы – как глоток свежего воздуха, идешь мимо, порадуешься, а тут такое, я вообще в шоке. Не поверите, даже слезы на глаза навернулись, когда вместо деревьев обрубки увидела. Конечно, людям нужно тепло, я ничего не говорю, но неужели нельзя было по-другому? Им не жить здесь, чего жалеть –то, – возмущается другая жительница Юлия.
Мы обратились за комментариями в администрацию Ленинского района, и в отдел благоустройства. Вначале нам вообще не смогли дать ответ, что за работы проводятся на вверенной им территории. А затем, все выяснив, сообщили причины вырубки. Оказалось, что компания «Теплоэнерго» проводит на улицах Голубева, 3А и Даргомыжского, у домов №№ 22, 22а, 24 плановый капитальный ремонт теплотрассы. Большую часть деревьев вырубили прямо перед школой №94.
– По 46 деревьям произведена оплата компенсационной стоимости зелёных насаждений,– пояснили нам в администрации.
В компании «Теплоэнерго», куда мы обратились с запросом, эту информацию нам подтвердили.
В официальном ответе говорится, что работы проводятся для повышения надежности теплоснабжения жителей.
– Данный участок по результатам диагностических мероприятий ранее показал свою ненадежность и был включен в программу капитального ремонта,- пояснили представители «Теплоэнерго», добавив, что компенсацию за срубленные деревья, выплатили в адрес городской администрации «в полном объеме».
Эколог Асхат Каюмов, к которому мы обратились за комментариями, признал, что формально работы проводятся в рамках закона. И сделать с этим ничего нельзя. Другой вопрос, что сейчас экологи бьются за то, чтобы в каждом случае вырубки в Нижнем Новгороде высаживали новые деревья, а не компенсировали нанесенный экологический ущерб деньгами. Эколог замечает, что узнать, направлены ли деньги по их прямому назначению, весьма затруднительно если не невозможно. Так что даже если для саженцев найдут другие участки, это все равно лучше, чем деньги. Почему в случае с вырубкой Молитовке этого не произошло, неизвестно.
– Ленинский район вообще «тяжелый» в плане озеленения. Он зажат между двумя другими районами, так что дополнительных территорий для посадок нет, поэтому каждое дерево здесь особенно ценно,- с сожалением отмечает Асхат Каюмов.
Эколог предполагает, что таким крупным компаниям как «Теплоэнерго» было проще заплатить за полсотни деревьев, чем возиться с новыми посадками, тем более, если нормативные документы это позволяют.
Компенсации выплачиваются за каждое дерево с учетом его породы и ценности, цены дерева на текущий период, стоимости посадки, годового ухода и количества лет восстановительного периода. В официальных ответах на наши запросы ни администрация Ленинского района, ни «Теплоэнерго» не указали итоговую сумму выплаченной компенсации. Мы обратились с этим вопросом в городской комитет экологии. По словам Асхата Каюмова, примерная компенсационная стоимость, например, 40-летней березы составляет 25-30 тысяч рублей.
Отметим, что судьба 46 крепких деревьев из 58 была решена еще в марте 2021 года. Тогда уполномоченный орган – экспертный совет при Законодательном собрании – провел инвентаризацию зеленых насаждений, которые в итоге и пошли под топор.
В перечне в том числе – 5 берез повислых, шесть белых ив, две яблони, боярышник и ясень. Согласно постановлению Правительства Нижегородской области № 376 от 21 июня 2016 года, они относятся к особо ценным и ценным породам деревьев. Это, не считая 24 ясенелистных клена, которые занесены в третью, малоценную категорию ценности.
«Теплоэнерго» собирается восстановить после капитального ремонта сетей, как сформулировано в официальном письме «нарушенное благоустройство»: выровнять грунт, отсыпать газон, восстановить дорожное покрытие и т.д. Но деревьев на этой территории, совсем недавно еще зеленой, больше не будет никогда. Не положено.
– Посадка новых деревьев в охранной зоне тепловой сети недопустима, – ограничились коротким пояснением в компании.
Ранее мы писали, что жители микрорайона «Цветы» создали петицию против вырубки деревьев рядом со Щелоковским хутором.