В Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) экспонируются настоящие сокровища мирового искусства. Там, например, можно увидеть «Косаря» Малевича, «Русскую Венеру» Кустодиева и работы раннего Айвазовского. Сотрудники учреждения раскрыли секреты знаковых картин.
«Косарь» Казимира Малевича

Полотно «Косарь» относится к кубистическому периоду творчества художника. Для Малевича кубизм стал важным этапом на пути к полному отказу от подражания натуре – последователи течения с помощью геометрических элементов передавали неизменные свойства предметов, выявляли их основу и идею.
«Косарь изображен на красном фоне, то есть трава имеет цвет, который никак не соотносится с натурой, это цвет, противоположный естественному цвету травы. На этом пути к абстракции для Малевича был очень важен опыт иконы. Лицо косаря напоминает иконные лики. Красный фон характерен, в частности, для икон новгородской школы. Например, можно сравнить картину Малевича с новгородской иконой «Спас на престоле с избранными святыми». Не только красный фон, но и торжественная статика, монументальность образа сближают эти произведения», – говорится в статье научного сотрудника Надежды Юрасовой НГХМ .
В целом начало 20 века отмечено всплеском интереса к иконе – русские авангардисты рассматривали ее как часть «искусства примитивов».
«Мужичок из робких» Ильи Репина

Герой картины – это собирательный образ простого человека, написанный в один слой. Такая техника позволила зафиксировать характерные черты «мужичка»: взлохмаченные волосы, сутулое тело, сжатый рот и сухое лицо. Герой видится слабым, болезненным, покорным и забитым.
«Картина вызвала большой резонанс на выставке передвижников. Ее обсуждали даже такие крупные деятели культуры, как Модест Мусоргский и Владимир Стасов, подмечая в образе героя не только робость, но и внутреннюю напряженность, скрытый протест», – отметила научный сотрудник НГХМ Ольга Чижус.
В Нижний Новгород картина «приехала» в 1926 году – ранее полотно находилось в Первом пролетарском музее в Москве.
«Русская Венера» Бориса Кустодиева

Картина написана на обратной стороне полотна «На террасе», где запечатлено чаепитие семьи художника. У Кустодиева не было готового холста для новой работы.
«Русская Венера» выставлялась в Горьковском художественном музее – во время затопления картина немного пострадала. После ее отреставрировал известный мастер ВХРНЦ Павел Баранов; он устранил подтеки и вернул красочный слой, а также сделал специальный подрамник, благодаря которому зрителям «открылась» обратная сторона «Русской Венеры» – то самое полотно «На террасе».
«Работа находится в коллекции Нижегородского государственного художественного музея — холст натянут на специальный подрамник, который позволяет рассматривать его с обеих сторона», – рассказали в НГХМ.
«Берега Далмации» и «Вид Крыма» Ивана Айвазовского
Два полотна относятся к раннему периоду творчества известного художника, который применял тогда интенсивные цветовые решения.

«Берега Далмации» (1848 год) – это романтическая пастораль (жанр, имитирующий и воспевающий мирную и простую сельскую жизнь, – прим.), вдохновением для которой послужила природа на северо-западе Балканского полуострова. Главный герой полотна, написанного в интенсивных цветовых сочетаниях, – закатный свет, пронизывающий небо и отраженный в море.
«Вид Крыма» был написан через три года, в 1851-м. Среди остальных работ Айвазовского картина выделяется мягкими цветами. Художник передал состояние утренней природы на рассвете.
Интересна история, как картины Айвазовского попали в Нижний Новгород, – почти детектив! После революции в богатые особняки и усадьбы Нижнего Новгорода постоянно «наведывались» сотрудники ЧК. Побывали они и в конторе по продаже железа, принадлежащей одному из самых богатых промышленников страны, князю Семену Абамелеку-Лазареву. Ко всему прочему, он был известнейшим коллекционером.
«В конце декабря 1918 года в брошенный хозяевами особняк нагрянули чекисты. Целый день они тщательно искали спрятанные сокровища, пока не нашли потайную комнату, а в ней – картины, иконы, гобелены, предметы из фарфора, бронзы, серебра, медали. Всего 1465 предмета по описи. Как попали сокровища в дом в Нижнем Новгороде, доподлинно неизвестно. Но не оставляет сомнения, что это была всего лишь небольшая часть колоссального состояния князя. Среди других ценностей из этой коллекции как раз и поступили два полотна И. К. Айвазовского», – говорится в статьях Натальи Стариковой.
Интересный факт: известно, что Иван Айвазовский состоял в переписке с дедом князя, Христофором Лазаревым, и даже устраивал на его даче благотворительную выставку.
«Погребение Христа» Николая Кошелева

В НГХМ экспонируется большое полотно Николая Кошелева, которое описывает крайне редкий в мире живописи сюжет – погребальное шествие от Голгофы до пещеры, где похоронят Иисуса Христоса. Композиция картины напоминает Тайную Вечерю: тринадцать основных персонажей спереди вместе с Иисусом – столько же было в Сионской горнице (место, где и была совершена Тайная Вечеря, – прим.). А тело Богочеловека есть Священная трапеза Евхаристии (святое причастие, которое и было установлено во время Тайной Вечери – прим.), дарующая искупление грехов.
Помимо других персонажей Николай Кошелев изобразил брата Христа Иакова, Богоматерь, апостола Петра, младшего из учеников Христа Иоанна Богослова, иудейского старейшину Иосифа Аримафейского, Марию Магдалину и римского сотника Лонгина, который нес стражу в день казни на горе.
«Несмотря на трагический сюжет, картина богата цветом. Скорее всего, художник хотел создать экзотический образ далекой восточной страны. Неспешный ритм вертикальных фигур, движение вдоль плоскости холста, как бы мимо зрителей, позволяет создать ощущение мрачной торжественности свершающегося действа. Огромный валун, перекрывающий пространство за спинами персонажей, сосредотачивает внимание на главном в композиции и подчеркивает ощущение тяжести церемониальных шагов и эмоциональной сдавленности», – говорится в статьях научного сотрудника НГХМ Алексея Гурина.
Другие известные работ отечественных художников из коллекции музея:
- «Ковер-самолет», Виктор Васнецов;
- «Воззвание Минина», Константин Маковский;
- Икона «Похвала Богоматери» из церкви Похвалы Богоматери в Нижнем Новгороде;
- «Нижний Новгород», Никанор Чернецов;
- «Гадающая Светлана», Карл Брюллов;
- Эскиз декорации «Половецкий стан», Николай Рерих.
Серия картин неизвестного итальянского художника «Комедия дель арте»

Эти картины написаны в жанре народных театральных представлений. Он был популярен в Италии в период от Средневековья до Нового времени. Основным действием в подобном жанре были приключения влюбленных героев, с шутками и пантомимой («лацци»), а центрами таких комедий стали Неаполь и Венеция. В серии картин, представленных в нижегородском музее, есть сцены с Пульчинеллой (персонаж комедии дель арте, представляет квартет масок наряду с Тартальей, Скарамучча и Ковьелло, – прим.), доктором, который ездит верхом на осле и др.
«Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем»

Образ Марии с младенцем в сопровождении Иоанна Крестителя был очень популярен в XVI веке. В то время образы святых стали интерпретировать более лирично, им придавали больше эмоций. Сюжет картины, хранящейся в НГХМ, основан на тексте Псевдо-Бонавентуры – Святое Семейство встречается с родственниками, Елизаветой и Захарией, а их сын Иоанн преклоняется перед Христом.
«Неизвестный итальянский художник середины XVI века, вероятно из римско-флорентийской школы, подчёркивает в изображении Марии изящество и грациозность её движений. Удлинённые пропорции фигуры, сложный линейный ритм композиции и светлый «холодный» колорит характерны для этого периода», – подчеркивает в своих работах старший научный сотрудник НГХМ Наталья Свирина.
Произведение поступило в музей в 1923 году из собрания Василия Шереметева, имение которого находилось в поселке Юрино тогда еще Нижегородской губернии (ныне – Республика Марий Эл).
«Площадь Навона в Риме» Бернардо Беллотто (Каналетто)
В НГХМ есть работа известного итальянского пейзажиста XVIII века Бернардо Беллотто, которого «прозвали» Каналетто за сходство картин с произведениями его знаменитого дяди Каналетто. «Площадь Навона в Риме» относится к жанру ведута — точное и детальное изображение городской среды.
«Площадь Навона — красивейший архитектурный ансамбль Рима, оформленный в эпоху барокко. В центре площади находится «Фонтан четырёх рек» работы Бернини, а церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне — Борромини. На картине запечатлён народный праздник Феррагосто, когда площадь заливают водой для праздничных парадов. Беллотто почти всю жизнь провёл вдали от родины и написал серию видов Рима по заказу польского короля», — отмечается в работах Натальи Свириной.
Работа поступила в Нижний Новгород в 1933 году из Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.
«Воскресение»

Эта работа – часть алтарной композиции.
«Иконография этой работы уникальна: сюжет «Воскресение» редко встречался у западных художников, так как не был описан в канонических текстах. Итальянская живопись XIV–XV веков чаще изображала Воскресение как торжественные образы, а не повествовательные сюжеты. Возле саркофага — фигуры в плащах с капюшонами, предположительно члены братства “Доброй смерти”, оказывавшие помощь приговорённым к смертной казни», – поясняет Наталья Свирина.
В «Воскресении» неизвестного итальянца-мастера соединены готическая стилистика и новые ренессансные тенденции. В Нижний Новгород работа «переехала» из Государственного музея изобразительных искусств.
Давид Тенирс Младший, «Овчарня»

Давид Тенирс Младший – один из наиболее значимых фламандских живописцев эпохи «Золотой век Нидерландов» из большой семьи художников.
«Картина типична для творчества фламандского художника XVII века, изображающая повседневную жизнь крестьян с живой убедительностью и юмором. Интерьер овчарни, домашняя утварь и животные написаны с теплотой и мягким золотистым колоритом», – говорит в своих работах Наталья Свирина.
«Овчарня» попала в нижегородский музей из Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина еще в 1937 году.
Кроме того, среди работ зарубежных мастеров:
- копия из собрания Н.Б. Юсупова «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», копия с Батони;
- «Бабочки, ящерица и осенние листья», Отто Марсеус ван Схрик;
- «Вакх с виноградной гроздью (Аллегория вкуса)», неизвестный художник круга Яна ван Далена;
- «Птичий концерт», копия с картины Мельхиора де Хондекутера, автор неизвестен;
- «Похищение Прозерпины», автор неизвестен.