Власти вводят самозапреты на кредиты, маркировку звонков и двухфакторную аутентификацию, но мошенники быстро адаптируются, придумывая новые схемы обмана. Разбираемся, как теперь выманивают деньги, обходя новые законы.
Самозапрет на кредиты
Самозапрет на кредиты, который действует в России 1 марта, должен был стать щитом от мошенников. Его легко поставить на «Госуслугах», но так же легко и снять в любой момент. Именно в этой простоте преступники нашли лазейку.
Вот как это выглядит на деле. Жителю Нижегородской области позвонил фальшивый коммунальщик и попросил код из СМС «для проверки счетчика». Потом начался кошмар: мужчину убедили, что с помощью кода его аккаунт на «Госуслугах» взломали, а деньги перевели недружественной стране. Мошенники стали запугивать его тюрьмой.
В итоге потерпевший отдал все свои накопления — 6,5 млн рублей. Затем мужчину заставили отменить самозапрет на кредиты, взять в долг у банка еще 4 млн и снова их перевести.
Чтобы заставить людей снять самозапрет, мошенники используют и другие сценарии. Например, звонят от имени налоговой службы, пугают долгами и предлагают снять запрет «для решения проблемы». Или представляются банкирами и просят отключить ограничение для «безопасности». Есть и третий вариант: сулят госвыплаты, которые якобы можно получить, только отменив запрет на кредиты.
Всего за семь месяцев 2025 года 7% самозапретов были сняты — то есть, эту защиту отключили сами же клиенты банков больше миллиона раз. Таковы данные Объединенного кредитного бюро.
Маркировка звонков
С 1 сентября текущего года мобильных операторов обязали маркировать входящие звонки. Маркировка — это подпись, которая указывает, кто звонит: финансовая организация, компания, проводящая опросы и так далее. Подменить ее аферисты пока что не могут, но у них есть другой способ обхода меры защиты – подделка названий различных структур. Мошенники используют слова и сокращения, похожие на названия реальных организаций.
Запрет на звонки в мессенджерах
Звонки от организаций в мессенджерах запретили, но мошенники и тут нашли ход. Теперь они заставляют вас звонить самим. Например, приходит сообщение «от Роскомнадзора» с номером для «срочного звонка». Вы перезваниваете — и попадаете в ловушку, потому что системы защиты не отслеживают исходящие вызовы.
Двухфакторная аутентификация
Даже двухфакторная аутентификация, которая стала обязательной на «Госуслугах», теперь не панацея. Мошенники научились взламывать ее тремя способами. Первый: просто звонят и под предлогом «проверки безопасности» выманивают у вас код из СМС. Второй: используют технологии для автоматического перехвата одноразовых паролей. Третий: заманивают на фейковые сайты, где вы сами вводите свои логин и пароль, которые тут же попадают к ним в руки.
Новые законы и защитные системы — это важный, но не стопроцентный щит. Самое уязвимое звено в этой цепи — сам человек. Пока аферисты играют на доверии и страхах, лучшая защита — это здоровый скептицизм. Помните: ни один настоящий сотрудник банка, налоговой или правоохранительных органов никогда не попросит вас продиктовать код из СМС, перевести деньги или отменить защитные ограничения.