Новости Нижнего Новгорода – Живем в Нижнем
Статьи

Профессор Баранова: как справиться с ОРВИ и восстановиться после болезни

Осень — время вирусных заболеваний

По статистике Роспотребнадзора, в последнюю неделю октября к врачам обратились почти 800 тысяч человек с симптомами ОРВИ. Это порядка 0,5% населения России. Специалисты заявляют об эпидемических максимумах в этом сезоне: дескать, пик еще не пройден и есть риски существенного повышения заболеваемости.  

С доктором биологических наук, профессором Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анчей Барановой разбираемся в проблеме: 

  • Что за новые виды вирусов угрожают россиянам в этом году;
  • Как канализация помогает мониторить распространение вирусной инфекции;
  • Так ли необходима вакцинация.

Нюансы статистики

Так уж вышло: осень — время вирусных заболеваний. Почти каждый россиянин в переходный климатический период сталкивается с ОРВИ. Это может быть «болезнь-однодневка»  или бессимптомный формат, который люди часто переносят «на ногах».

Опасность заключается в том, что наравне с гриппом люди часто болеют разными штаммами COVID-19. Однако Роспотребнадзор рапортует об уверенном снижении (от недели к неделе — на 15%) ковид-заболевших в РФ. И фиксирует доминирующие субштаммы — KS.1, JN.1, KP.2.

По словам Анчи Барановой, сегодня уже не так важно, каким именно ковидным вариантом болеть. «Это всё подвиды омикрона. Говорить о том, что они друг от друга как-то отличаются по симптомам не приходится. На самом деле, – уточняет эксперт, симптомы зависят от человека, а не от штамма. Особенно когда это внутри большой ветви омикрона. Есть формальные подразделения на отдельные варианты, то есть с молекулярной точки зрения  конкретный вирус может быть классифицирован так или иначе. Но для простого человека это никакого значения не имеет».

Изысканные названия для новых штаммов — FLiRT & Ко —  это просто сокращенные обозначения. Они пригодны исключительно для эффективного сбора статистики и разработки вакцин.

«Да, научное значение у этих названий имеется, ведь оно позволяет эпидемилогам  ориентироваться, точно определяя какой штамм в настоящий момент в той или иной области доминирует. Если вы знаете вакцинное покрытие в конкретном районе, эти данные можно использовать для построения эпидемиологических моделей. Но для конкретного пациента все это не важно», — замечает Баранова.

Кстати, сегодня наиболее эффективный метод эпидемиологического контроля и определения штаммовой принадлежности — это анализ сточных вод, а не создание формальной статистики «по людям», на основе данных об обращениях к врачам. «Секвенирование вируса в сточных водах — это очень хорошая технология, она реально позволяет предсказывать, когда будет максимум заболеваемости в конкретном районе, или когда наметится спад», — говорит профессор.   

Статистика сколько какого вируса выявлено в процентах — это инструмент для отслеживания интенсивности вспышки заболеваний, что нужно в основном для планирования  бюджета и логистики здравоохранения. Никакой информационной пользы для отдельных граждан тут нет: «Это информация  имеет смысл исключительно для системы эпидемиологического надзора.  Для создания  новых вакцин под наиболее опасные штаммы. Для того, чтобы знать заранее  и если понадобится, сделать это быстро. А еще – для того, чтобы сотрудники надзорных организаций не забывали как реагировать  на изменения эпидситуцации. Чтобы мы оказались готовы к пику вирусной нагрузки надо, чтобы инструмент был в руках, понимаете?»

Что касается эпидемии сезонного гриппа, то говорить о ней пока преждевременно, поясняет Баранова: «Когда хорошая погода сменяется на плохую, люди начинают плохо себя чувствовать. Это погодный компонент, который всегда увеличивает обращаемость в поликлиники. По отдельным инфекциям пики могут приходиться на разное время. <…> Грипп —  болезнь перехода с зимы на весну. В феврале он может сильно разойтись. А пока его довольно мало».

Профессор Баранова: как справиться с ОРВИ и восстановиться после болезниТолько вакцинация?

В России основным методом борьбы с сезонной и ковид-инфекцией остается вакцинация. Однако уколы с небольшим содержанием «убитого» вируса, или какого-то из его компонентов, «искусственно» вызывающие иммунный ответ, — не панацея.

По мнению профессора, прививание — это только один из методов борьбы с сезонными инфекциями: «В качестве превенции для взрослого и здорового населения — запросто! А вот людям преклонного возраста, аллергикам, гражданам с иммунодефицитом, онкологией — уже не так эффективно. Они привьются, но могут и заболеть».  

Для понимания контекста Анча Баранова предлагает метафору с большой постелью и миниатюрным одеялом: «Болезни прыгают по огромная кровати, а у вас есть маленькое одеяло — иммунитет. Прививками вы его направляете в ту сторону или в эту. У вас там на этой кровати  много возможных патогенов скачет, а мы постоянно боремся, на кого это детское одеяло иммунитета натянуть».

Тем не менее, организм после вакцинации переносит болезнь, как правило, легче. Но сейчас вопрос стоит иначе: нужна ли человеку пятая-десятая вакцинация против ковида или на текущей можно остановиться. И это, отмечает эксперт, вопрос, который зависит от конкретного человека и его конкретных рисков, анамнеза и назначений лечащего врача.

Баранова напоминает, что есть и так называемая этиотропная терапия, или лечение, направленное на устранение причины возникновения самого заболевания.

В России эта группа препаратов представлена, например, Скайвирой и Миробивиром, разработанными у нас и одобренными Минздравом. Однако в клинической практике почему-то эти препараты используются мало.

«Нужно просто сделать так, чтобы эти препараты были доступны всем, и чтобы люди, прежде всего врачи усвоили, что с первого положительного дня диагноза их нужно назначать. И тогда все будет хорошо!» — говорит профессор.

Профессор Баранова: как справиться с ОРВИ и восстановиться после болезниПрофилактика

Часто ресурсы нашего иммунитета определяются наличием или отсутствием дефицита витаминов и микроэлементов, говорит Баранова.

Так, например, если человек с адекватным уровнем  витамина D «входит в ковидную болезнь», то вероятность осложнений снижается чуть ли не кратно. Причем тот же витамин «отлично профилактирует» и другие сезонные ОРВИ. А в разгар болезни — может незначительно «сгладить симптоматику».

Кроме того, любое инфекционное заболевание способно «проявлять» преддефицитные состояния, что нередко заметно по затянутым постковидными и постгрипповым «хвостам» —  то что сейчас принято называть «постковидным синдромом», а при гриппе раньше называли осложнениями. «Что касается каких-то отдельных вещей, которые можно делать, план есть. Например, в любых болезненных состояниях всегда наблюдается дефект энергетики клеток», — уточняет профессор.   

Каждая клетка организма — это мини-электростанция, объясняет эксперт. Она работает на топливе: в митохондриях жжется жир и, соответственно, высвобождается энергия для нас. 

Чтобы повысить клеточную эффективность можно принимать карнитин, который «втаскивает» жиры в топку, и коэнзим Q10, передающий электроны по цепи, вырабатывающей АТФ. И антиоксиданты, которые снижают окислительную нагрузку. «Это общая красная линия, которая проходит через любые постинфекционные восстановительные процессы», — поясняет Баранова.

Материалы по теме