Минпросвещения РФ подготовило приказ, ограничивающий время, которое школьники тратят на домашнее задание. Портал «Живем в Нижнем» разбирался, в чем суть изменений и что о них думают учителя и родители.
Домашних заданий будет меньше
Согласно приказу, власти установили рекомендуемый объем временных затрат на «домашку» для всех классов:
- 1 класс — не более 1 часа;
- 2-3 класс — не более 1,5 часов;
- 4-5 классы — не более 2 часов;
- 6-8 классы — не более 2,5 часов;
- 9-11 классы — не более 3,5 часов.
Кроме того, на школу возложат контроль за общим количеством домашних заданий по всем предметам. И это не единственные изменения, которые вносит минпросвещения с 1 сентября.
Так, задания на следующий учебный день учителя должны будут давать непосредственно во время урока. До конца учебного дня педагог должен дублировать информацию в электронный журнал, если в школе им пользуются.
Нововведения также коснутся объема контрольных и проверочных работ. Они не должны занимать более 10% от общего объема учебного времени. Например, на изучение предмета в год выделено 160 часов. Контрольные в течение этого времени должны занимать не более 16 часов.

Не количеством, а качеством
Портал «Живем в Нижнем» узнал мнение учителей о нововведениях, которые коснутся организации их работы. Так, учитель изобразительного искусства гимназии №3 (Балашиха) Евгения Заевская рассказала, что в нынешних условиях сократить объем домашних заданий без ущерба качеству обучения возможно при грамотном перераспределении учебной нагрузки.
«Важно сфокусироваться не на количестве заданий, а на их качестве: дать ученику не 10 однотипных примеров, а 2–3, которые требуют анализа, обобщения, размышления», — рассказала педагог.
Особое внимание в таком случае нужно будет уделять работе на уроке. Евгения Заевская советует внедрять активные техники обучения — групповые формы, проектные задачи, визуализацию. Это можно сделать с применением современных технологий.
Учитель начальных классов Анна Л. считает, что количество домашних заданий, которые дают детям, приемлемо. Школьники в состоянии выполнить такой объем, не проводя за учебниками все свободное время.
«Все задания учителя дают по нормам. Сложности заключаются не в объеме домашнего задания, а в том, что дети не приучены работать и организовывать свое время. Это, в первую очередь, ответственность родителей», — сказала наша собеседница.
При сокращении времени на домашнюю работу сама структура учебных программ может не меняться, однако учителю придётся иначе планировать учебные блоки, делать акценты на ключевых навыках, а не на формальной отработке объема.

«Возможны корректировки календарно-тематического планирования, особенно в части времени на повторение и контроль. Появится необходимость более чётко выделять задания, обязательные и дополнительные, а также активнее использовать внутренние ресурсы урока», — рассказала Евгения Заевская.
Педагог считает, что эффект от нововведений будет зависеть от качества реализации. Если сократить бездумно — пострадает повторение и закрепление материала. Но если сократить объём, сохранив смысл и пользу, — наоборот, это может дать ученикам больше пространства для осознанного изучения.
По мнению Евгении Заевской, сокращение количества контрольных и проверочных работ поможет снизить стресс и тревожность у учеников, особенно у младших. Целесообразно использовать «формативное оценивание» — когда ученик получает обратную связь без отметки, но с пониманием, что улучшить. Отслеживать динамику освоения тем можно гибко: через мини-тесты, устные ответы, творческие задания.
Учитель начальных классов Анна Л. считает, что количество контрольных и проверочных работ сокращать не нужно.
«Проверочные работы идут по завершении каждой темы, их сокращать не нужно. А вот ВПР и промежуточная аттестация — это уже лишняя нагрузка на детей и учителей. Достаточно итоговых контрольных работ по основным предметам», — считает наша собеседница.
Сокращать или оставить?
Как выяснили исследователи SuperJob, девять из десяти родителей школьников помогают детям с выполнением домашних заданий. Каждый третий участник опроса признал, что участвует в выполнении «домашки» часто. Каждый второй — время от времени.
Мама ученицы четвертого класса одной из нижегородских школ Оксана Галкина рассказывает, что домашняя работа обычно не занимает более 1,5-2 часов. Однако десятилетнему ребенку сложно организовать свое время, поэтому выполнение заданий приходится контролировать. Нагрузка кажется достаточно солидной из-за дополнительных занятий и секций.
«Мы ходим на несколько кружков, поэтому свободного времени у дочки остается немного. Возможно, детям, которые ничем кроме школы не занимаются, с нагрузкой справляться проще, но, мне кажется, у ребенка должны быть спортивные и творческие занятия, а не только уроки», — рассказала Оксана.

Мама пятиклассника Юлия Гилязова рассказывает, что сын тратит на выполнение домашней работы не более двух часов, однако часть задания на следующую неделю приходится делать в выходные.
«Ежедневно сын делает только оперативные задания, которые задают на учебной неделе. В выходные на домашнюю работу уходит около трех часов. Иногда с заданиями приходится помогать, но в основном справляется сам», — рассказала Юлия.
По ее мнению, объем домашнего задания приемлемый.
«Знаю, что в некоторых школах задают очень много, и дети не справляются. В нашей, на мой взгляд, все адекватно. И, кстати, есть рекомендации по времени выполнения, чтобы дети успевали определенный объем делать за определенное время. То есть, если ребенок не успевает, родителям нужно обращать внимание на это и принимать меры», — говорит Юлия.
Повлияет ли на качество школьного образования сокращение объема домашней работы и контрольных, станет понятно позже. У родителей и учителей нет однозначного мнения на этот счет.