Живем в Нижнем
Главная > Детокс для кошелька: как избавиться от спонтанных покупок и начать копить
В мире людейСтатьи

Детокс для кошелька: как избавиться от спонтанных покупок и начать копить

На что сможет рассчитывать среднестатистическая семья, отказавшись от стакана кофе и батончиков у кассы?

Фото: Unsplash.com

Вы когда-нибудь задумывались, куда исчезают деньги из вашего кошелька? Виной всему не только продукты и коммуналка, но и милые сердцу мелочи: утренний кафе, игрушка для ребенка «просто так» или ужин в пиццерии. Сколько же получится сэкономить, если отказаться от спонтанных покупок?

Семейный эксперимент

В России набирает популярность «финансовый детокс» — система контроля расходов, которая позволяет пересмотреть свои потребительские привычки. Супруги Алексей и Светлана Кузнецовы из Нижнего Новгорода решили испытать это на своей семье. Они воспитывают двух дочерей — восьмилетнюю Машу и четырехлетнюю Софию.

«Мы не позволяли себе ничего сверхъестественного. Казалось, просто живем, а не сорим деньгами, но отложить на машину или ремонт так и не получалось», — говорит Светлана.

Она записала траты за месяц и обнаружила внушительную сумму в 13 тысяч рублей, ушедшую на абсолютно незапланированные, импульсные покупки. Это были и кофе «для бодрости» по 200 рублей, и красивая, но ненужная вазочка, приглянувшаяся на маркетплейсе, и десятки мелких трат на игрушки, сладости и внезапные походы в кафе.

Разберитесь в своих потребностях

«С точки зрения маркетинга, когда речь идет о „спонтанной покупке“, в первую очередь имеется в виду особая категория товаров „импульсивного спроса“. В основном это относительно недорогие товары, без которых легко обойтись, но которые тесно связаны с эмоциями, с нашими преставлениями об удовольствии», — объяснила доцент кафедры маркетинга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Марина Артемьева.

По ее словам, реже в этой категории можно рассматривать частично запланированную покупку, когда мы в принципе собирались купить товар в будущем, но что-то заставило нас купить его прямо сейчас — тогда это может быть и дорогая покупка.

Арсенал маркетолога огромен! Например, выкладка товаров-импульсов у касс, планировка-«лабиринт» на пути к молоку и хлебу, а еще аромамаркетинг (запах свежей выпечки или кофе напрямую воздействует на лимбическую систему мозга) и многое другое.

В онлайн-ритейле работают «умные» алгоритмы. Они анализируют покупки и поведение человека, а потом в нужный момент «подсовывают» какую-нибудь вещь. И все это приправляется сообщениями «остался последний экземпляр», «скидка 70%», «успей купить» и так далее.

«Глобально самый лучший выход — разобраться в своих потребностях и не покупать то, чего вы не собирались покупать вчера, даже со скидкой 70%. Ну и смириться с тем, что мы неизбежно упускаем какую-то возможную выгоду каждую минуту — потому что на попытки получить их все нужно потратить гораздо больше сил и времени, чем у нас есть», — говорит Марина Артемьева.

Большое количество спонтанных покупок может свидетельствовать о зависимости — ониомании (или шопоголизме). Клинический психолог и аддиктолог Марина Локоткова объясняет, что это расстройство развивается в сложные моменты, когда человек не может справиться со своими эмоциями. Возникшую тревогу он «гасит» покупкой.

«Зависимость можно сравнить с нахождением на эмоциональных качелях. У человека появляется чувство вины, стыда за то, что он так себя ведет, и он все дальше и дальше уходит в этот колодец, все больше обвиняя и стыдя себя», — говорит Марина Локоткова.

Как накопить на мечту

Марина Артемьева по просьбе портала «Живем в Нижнем» дала практические советы по сокращению ненужных покупок:

  • отложить покупку на следующий раз, если все еще будет хотеться — вносите в список;
  • ограничить отведенную на покупки сумму —  на банковских картах можно выставлять ежедневные лимиты;
  • попробуйте копить на что-то значимое или просто ежедневно откладывать небольшие суммы под процент — тогда лишние траты обычно сокращаются естественным образом.

Последний совет вдохновил Алексея и Светлану, и они поставили перед собой амбициозную цель — накопить миллион. Супруги решили к сэкономленным тринадцати откладывать еще 30 тысяч рублей. Но чтобы деньги не «съела» инфляция, их надо выгодно вложить. У банков есть два инструмента на этот случай: накопительный счет или вклады.

«Выбор того или иного продукта зависит от финансовых целей клиента: накопительные счета можно пополнять и снимать средства в любое время без потери ранее накопленных процентов. Вклад позволяет зафиксировать доходность на более близком горизонте. Спрос на накопительные счёта остается стабильным, вклады также по-прежнему популярны у нижегородцев», — пояснил управляющий ВТБ в Нижегородской области Всеволод Евстигнеев.

По его словам, до конца года сохранится тренд на снижение доходности по сберегательным продуктам. Однако вклады и накопительные счета все равно будут популярными инструментами.

Банки предлагают следующие ставки по вкладам*:

  • Сбер — до 15,5%;
  • Альфа-Банк — до 16,4%;
  • ВТБ — до 16,5%.

Ставки по накопительным счетам*:

  • Сбер — до 14%;
  • Альфа-Банк — до 16%;
  • ВТБ — до 16%.

Как показал эксперимент семьи Кузнецовых, путь к финансовому благополучию начинается с двух простых шагов: осознания своих трат и четкой цели. Заведите привычку анализировать расходы, откладывать даже небольшие суммы и пользоваться банковскими инструментами. Спонтанная покупка дарит мимолетное удовольствие, а взвешенное решение — уверенность в завтрашнем дне и реальную возможность накопить на большую цель.

* — по данным сервиса «Банкиу» на дату публикации. Указанные ставки представлены в ознакомительных целях. Актуальные условия и точный размер доходности уточняйте непосредственно в банках.

Автор:

Материалы по теме

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии