Вы когда-нибудь задумывались, куда исчезают деньги из вашего кошелька? Виной всему не только продукты и коммуналка, но и милые сердцу мелочи: утренний кафе, игрушка для ребенка «просто так» или ужин в пиццерии. Сколько же получится сэкономить, если отказаться от спонтанных покупок?
Семейный эксперимент
В России набирает популярность «финансовый детокс» — система контроля расходов, которая позволяет пересмотреть свои потребительские привычки. Супруги Алексей и Светлана Кузнецовы из Нижнего Новгорода решили испытать это на своей семье. Они воспитывают двух дочерей — восьмилетнюю Машу и четырехлетнюю Софию.
«Мы не позволяли себе ничего сверхъестественного. Казалось, просто живем, а не сорим деньгами, но отложить на машину или ремонт так и не получалось», — говорит Светлана.
Она записала траты за месяц и обнаружила внушительную сумму в 13 тысяч рублей, ушедшую на абсолютно незапланированные, импульсные покупки. Это были и кофе «для бодрости» по 200 рублей, и красивая, но ненужная вазочка, приглянувшаяся на маркетплейсе, и десятки мелких трат на игрушки, сладости и внезапные походы в кафе.
Разберитесь в своих потребностях
«С точки зрения маркетинга, когда речь идет о „спонтанной покупке“, в первую очередь имеется в виду особая категория товаров „импульсивного спроса“. В основном это относительно недорогие товары, без которых легко обойтись, но которые тесно связаны с эмоциями, с нашими преставлениями об удовольствии», — объяснила доцент кафедры маркетинга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Марина Артемьева.
По ее словам, реже в этой категории можно рассматривать частично запланированную покупку, когда мы в принципе собирались купить товар в будущем, но что-то заставило нас купить его прямо сейчас — тогда это может быть и дорогая покупка.
Арсенал маркетолога огромен! Например, выкладка товаров-импульсов у касс, планировка-«лабиринт» на пути к молоку и хлебу, а еще аромамаркетинг (запах свежей выпечки или кофе напрямую воздействует на лимбическую систему мозга) и многое другое.
В онлайн-ритейле работают «умные» алгоритмы. Они анализируют покупки и поведение человека, а потом в нужный момент «подсовывают» какую-нибудь вещь. И все это приправляется сообщениями «остался последний экземпляр», «скидка 70%», «успей купить» и так далее.
«Глобально самый лучший выход — разобраться в своих потребностях и не покупать то, чего вы не собирались покупать вчера, даже со скидкой 70%. Ну и смириться с тем, что мы неизбежно упускаем какую-то возможную выгоду каждую минуту — потому что на попытки получить их все нужно потратить гораздо больше сил и времени, чем у нас есть», — говорит Марина Артемьева.
Большое количество спонтанных покупок может свидетельствовать о зависимости — ониомании (или шопоголизме). Клинический психолог и аддиктолог Марина Локоткова объясняет, что это расстройство развивается в сложные моменты, когда человек не может справиться со своими эмоциями. Возникшую тревогу он «гасит» покупкой.
«Зависимость можно сравнить с нахождением на эмоциональных качелях. У человека появляется чувство вины, стыда за то, что он так себя ведет, и он все дальше и дальше уходит в этот колодец, все больше обвиняя и стыдя себя», — говорит Марина Локоткова.
Как накопить на мечту
Марина Артемьева по просьбе портала «Живем в Нижнем» дала практические советы по сокращению ненужных покупок:
- отложить покупку на следующий раз, если все еще будет хотеться — вносите в список;
- ограничить отведенную на покупки сумму — на банковских картах можно выставлять ежедневные лимиты;
- попробуйте копить на что-то значимое или просто ежедневно откладывать небольшие суммы под процент — тогда лишние траты обычно сокращаются естественным образом.
Последний совет вдохновил Алексея и Светлану, и они поставили перед собой амбициозную цель — накопить миллион. Супруги решили к сэкономленным тринадцати откладывать еще 30 тысяч рублей. Но чтобы деньги не «съела» инфляция, их надо выгодно вложить. У банков есть два инструмента на этот случай: накопительный счет или вклады.
«Выбор того или иного продукта зависит от финансовых целей клиента: накопительные счета можно пополнять и снимать средства в любое время без потери ранее накопленных процентов. Вклад позволяет зафиксировать доходность на более близком горизонте. Спрос на накопительные счёта остается стабильным, вклады также по-прежнему популярны у нижегородцев», — пояснил управляющий ВТБ в Нижегородской области Всеволод Евстигнеев.
По его словам, до конца года сохранится тренд на снижение доходности по сберегательным продуктам. Однако вклады и накопительные счета все равно будут популярными инструментами.
Банки предлагают следующие ставки по вкладам*:
- Сбер — до 15,5%;
- Альфа-Банк — до 16,4%;
- ВТБ — до 16,5%.
Ставки по накопительным счетам*:
- Сбер — до 14%;
- Альфа-Банк — до 16%;
- ВТБ — до 16%.
Как показал эксперимент семьи Кузнецовых, путь к финансовому благополучию начинается с двух простых шагов: осознания своих трат и четкой цели. Заведите привычку анализировать расходы, откладывать даже небольшие суммы и пользоваться банковскими инструментами. Спонтанная покупка дарит мимолетное удовольствие, а взвешенное решение — уверенность в завтрашнем дне и реальную возможность накопить на большую цель.
* — по данным сервиса «Банки.ру» на дату публикации. Указанные ставки представлены в ознакомительных целях. Актуальные условия и точный размер доходности уточняйте непосредственно в банках.