Будь в курсе всех новостей

Все больше запретов: почему в Нижнем Новгороде дорожает такси

12.06.2024

В последнее время в Нижнем Новгороде крайне сложно в часы пик вызвать такси. Фраза «нет свободных машин» в приложении агрегатора уже никого не удивляет. Пользователям иногда приходится ждать по 30-40 минут. Корреспондент портала «Живем в Нижнем» побеседовал с экспертами и выяснил причину возникших проблем.

Качество падает, а цены растут?

– Обозначаешь точки, откуда забрать и куда везти, смотришь, а в 30% случаев машин свободных нет, причем во всех категориях транспорта. Ждешь порой по полчаса, когда появится машина. Ладно бы по 5 минут не было, а тут полчаса! А иногда машина есть, но если раньше ты ее ждал от 2 до 5 минут, то теперь от 7 до 15 минут ждешь прибытия. При этом поездки стали значительно дороже, – рассказала нижегородка Ольга Бойко.

О росте цен также сообщили представители аналитического ресурса «Чек Индекс». Так, в апреле этого года средняя стоимость поездки на такси в Нижегородской области составила 447 рублей, что на 11% выше, чем в мае 2023 года. При этом количество заказов машин выросло на 7%.

Основными факторами изменения объема заказов такси остаются увеличение мобильности граждан, восстановление офлайн-форматов деловой активности и рост внутреннего туризма. Но стоит учитывать и активное пользование личными авто, каршерингом и общественным транспортом, – прокомментировали в «Чек Индекс».

Что же произошло с такси?

C начала сентября 2023 года работа служб такси в Нижегородской области претерпела значительные изменения. В сентябре в России приняли федеральный закон №580, который более жестко стал регулировать сферу пассажирских перевозок. Эти нововведения мы рассматривали в нашем специальном материале. А в марте этого года губернатор Нижегородской области подписал указ, согласно которому иностранцы, трудящиеся в РФ по патенту, не могут больше сидеть за рулем такси.

Установить на 2024 год запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Нижегородской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по следующему виду экономической деятельности … – деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, – значилось в документе.

Указ вступил в силу 2 апреля. В течение трех месяцев его необходимо исполнить.

Мигрантам больше не место?

Получается, что ко второму июля все службы такси должны расстаться с водителями, которые подпадают под действие указа. То же самое касается и агрегаторов по типу «Яндекс», Uber, «Ситимобил» и др.

Для того, чтобы водителю работать с агрегатором, для начала ему необходимо, как самозанятому, зарегистрироваться в реестре перевозчиков, то есть получить разрешение. После этого заключить договор со службой заказа такси. Однако из-за того, что иностранным гражданам запрещено работать водителями такси, они не могут быть зарегистрированы в реестрах, соответственно, не могут заключить договорные отношения с агрегатором. Если мы рассматриваем работу иностранного водителя с таксопарком, то, соответственно, таксопарку запрещено принимать на работу иностранного водителя с патентом, – объясняет руководитель пресс-службы общественного совета по развитию такси Екатерина Киселева.

В министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области порталу «Живем в Нижнем» сообщили, что  указ принят в соответствии с федеральным законодательством «с целью обеспечить безопасность при поездках в такси». При этом Нижегородская область – не единственный регион, где ввели подобное ограничение.

Последние несколько месяцев более десятка регионов приняли решение ограничить работу иностранных граждан в такси. Но нельзя назвать подобное решение новшеством, такая практика применяется различными регионами уже в течение нескольких последних лет. В первую очередь она направлена на повышение безопасности перевозок в такси, а также на увеличение количества рабочих мест для жителей региона, – отметила Екатерина Киселева.

Однако стоит отметить, что не всем иностранцам нужны патенты для работы в России. Как пояснили в министерства транспорта Нижегородской области, уроженцы из стран-членов Евразийского Экономического союза (ЕАЭС) могут трудиться в РФ и без соответствующего документа. Поэтому на граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (эти страны входят в ЕАЭС) требование не будет распространяться.

Указ будет действовать до конца года, но этот срок вполне могут продлить.

Что сейчас происходит в такси?

В пресс-службе компании «Максим» пояснили, что ситуация с нехваткой машин, в первую очередь, связана с работой того самого ФЗ №580.

Он затрудняет выход на рынок для новых перевозчиков, предъявляя самозанятым на личных автомобилях невыполнимые требования в виде ежедневных медицинских и технических осмотров, которые проходить негде, путевых листов, очень дорогого автострахования, перекраски личного автомобиля в установленный цвет и затруднения его использования в личных целях. Количество перевозчиков напрямую влияет на доступность услуги такси, время ожидания и цены, – объяснили в компании «Максим», которая предоставляет сервис заказа такси.

Другие эксперты также отмечают, что на дефицит водителей, в основном, влияет именно действие нового закона о такси. При этом новый указ губернатора усугубляет ситуацию.

С осени прошлого года в отрасли наблюдается дефицит водителей такси. Это связано с ужесточением требований нового законодательства, а также с рядом барьеров, которые до сих пор не удалось решить. К примеру, это высокая стоимость ОСАГО для такси, нехватка инфраструктуры для прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров, увеличение стоимости обслуживания и обновления автопарков. Вероятно, что данный указ способен усугубить ситуацию с дефицитом водителей, однако, неправильно говорить, что именно это решение является причиной нехватки водителей. И, соответственно, мы понимаем, что чем меньше исполнителей перевозок будет на линии, тем выше будет стоимость проезда на такси, – рассказала Екатерина Киселева.

Представители сервиса «Чек Индекс» также отметили несколько факторов роста цен поездок в такси.

На величину среднего чека влияют выросшие за год траты на обслуживание, лизинг автомобилей, расходы самих водителей и издержки таксопарков, а также и алгоритмы балансирования спроса/предложения, приводящие к ценовой волатильности в приложениях агрегаторов такси, – сообщили в «Чек Индекс».

В пресс-службе сервиса «Максим» уточнили, что доля иностранных водителей уменьшилась также по экономическим причинам: из-за снижения курса рубля по отношению к другим национальным валютам приезжать на заработки стало невыгодно, а переводить деньги на родину — сложнее. Трудовая миграция переориентируется на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Это происходит во всех отраслях в стране: в строительстве и ремонте, сфере обслуживания и т. д.

Что в итоге?

Ужесточение требований к такси со стороны властей несет в себе ряд последствий: сложности для водителей в виде больших затрат на полисы ОСАГО, трудности для работодателей в виде поиска новых сотрудников и создания условий для осмотров. В связи с этим появляются две значимые проблемы для клиентов: дефицит машин в такси (поскольку не хватает водителей) и рост цен на поездки.