Будь в курсе всех новостей

«Зарплата очень низкая». Нижегородских коммерсантов обеспокоили доходы учителей

10.09.2023

На встрече губернатора Нижегородской области Глеба Никитина с бизнес-сообществом прозвучала идея о возрождении традиции шефства над школами. Предприниматели хотят создать фонды развития образования в учебных учреждениях. Портал «Живем в Нижнем» выяснил, в чем заключается идея, и как сейчас обстоят дела в нижегородских школах.

Что предлагает бизнес

Идею шефства предложил генеральный руководитель АО «Промис» Евгений Слиняков. Одна из причин, по которой предприниматели хотят финансово поддержать школы, — низкая зарплата учителей. Суть идеи, предложенной Евгением Слиняковым, такова: несколько предприятий объединяются и берут под свою опеку одно образовательное учреждение, рассчитывая в будущем получить квалифицированных специалистов. Школа для этого создает фонд развития образования, после чего «шефы» начинают перечислять в него часть своей выручки. Фонд контролируют родители, которые распределяют средства на разные нужды, в том числе и на зарплаты учителей.

Глебу Никитину понравилась идея предпринимателя. Губернатор отметил, что подобный проект сейчас рассматривается в правительстве. Эту информацию порталу «Живем в Нижнем» подтвердили в пресс-службе правительства Нижегородской области, отметив, что Минобр уже прорабатывает поручение губернатора. Пока точных сроков реализации этой программы нет.

Какую зарплату получают учителя

Нижегородский учитель, который пожелал остаться анонимным, в интервью порталу «Живем в Нижнем» сообщил, что зарплата у педагогов сейчас небольшая. Она зависит от категории и ставки. Например, учитель со стажем 2 года в Нижнем Новгороде получает 13 тысяч рублей за 18 часов работы в неделю. За классное руководство к зарплате прибавляется 5 тысяч рублей. Также есть надбавки за ведение кабинетом, проверку тетрадей и т.д.


Аналитики сервиса HeadHunter в конце августа сообщали, что средняя зарплата учителей в Нижегородской области составляет примерно 40,7 тысяч рублей. В региональном правительстве отметили, что нижегородские власти планируют довести среднюю зарплату педагогов до 45 тысяч рублей, однако сроки не указали. Также пресс-служба облправительства сообщила, что в России планируют создать единую систему оплаты труда педагогических работников.

Кто пойдет работать в школу

Нижегородский педагог говорит, что в регионе ощущается острая нехватка учителей, даже при том факте, что Мининский университет ежегодно обучает большое количество студентов. В правительстве сообщили, что сейчас нижегородским школам не хватает около 400 учителей.

Закрытие вакантных должностей осуществляется за счёт трудоустройства выпускников организаций профессионального и высшего образования, в том числе обучающихся по целевому направлению. Для решения этой задачи также реализуется программа «Земский учитель» и ведется разработка еще одной программы, предусматривающей субсидирование аренды жилья для новых специалистов, — отметили в пресс-службе облправительства.

По мнению нижегородского педагога, молодые специалисты не идут работать в школу из-за маленькой зарплаты и нежелания руководства учебных учреждений создавать благоприятную атмосферу для работы.

Молодые специалисты увольняются, потому что оплата труда очень низкая, учитывая рост цен и стоимость жилья. Стоит упомянуть и неуважительное отношение администрации к работникам, и нежелание помочь в профессиональных вопросах. Еще увольняются из-за стресса, связанного с работой, множества обязанностей и высокого уровня ответственности, — рассказал нижегородский учитель.


Советские традиции

Практика шефства предприятий над школами существовала в Советском Союзе с самого его начала — с 1920-х годов. Тогда заводы и фабрики брали под свою опеку не только учебные учреждение, но и учреждения культуры, и наркоматы (современные министерства). По словам заведующего кафедрой экономической теории и методологии ННГУ, профессора Александра Золотова, шефство в советское время проявлялось во многих направлениях: предприятия ремонтировали здание и классы школы, предоставляли оборудование, книги, поощряли финансово учителей и т. д. Школьники, в свою очередь, посещали заводы и фабрики и знакомились с производством.

Александр Золотов говорит также о большом потенциале шефства над школами и в нынешнее время.

Здесь и возможности материальной поддержки школ, и помощь в возрождении практики производственного обучения старшеклассников, — подчеркнул Александр Золотов.

Что еще нужно сделать

Для притока квалифицированных кадров на предприятия, как говорит Александр Золотов, помимо шефства над школами, нужны и другие меры. В том числе и на государственном уровне.

Уже звучало предложение оплачивать молодым специалистам часть аренды жилья за счет предприятий. Такое практиковалось, например, по отношению к молодым авиадиспетчерам, которым госкорпорация по организации воздушного движения, компенсировала согласно коллективному договору 50% расходов на аренду жилья, — приводит пример Александр Золотов.

По его словам, сегодня в России существует около 70 млн «квадратов» непроданного жилья – его можно использовать для льготной аренды квартир молодым специалистам.

В число получателей льготы по аренде жилья надо было бы включить выпускников программ «Профессионалитета», которые будут трудиться по рабочим специальностям (дефицит квалифицированных рабочих кадров — острейший), — добавляет Александр Золотов.

По его мнению, необходимо также повысить зарплаты учителей относительно работников банковского сектора.