От Сенной до Свободы. Как будет работать щит для тоннелей нижегородского метро
В Нижний Новгород на стройплощадку станции метро «Сенная» привезли первые компоненты тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК). Подрядная организация ГК «Моспроект-3» ввела традицию называть щиты для проходки тоннелей в честь исторических российских деятелей. Комплекс, прибывший в Нижний Новгород, назвали «Владимиром» в честь великого русского князя.
Характеристики щита
В Нижний Новгород приехали самые массивные составляющие ТПМК – ротор (режущая часть) и «юбка» (оболочка). Остальные части комплекса доставят в ближайшее время – для этого понадобится более 100 машин. Весь тоннелепроходческий щит будет весить более 510 тонн, а его длина составит около 80 метров.
— Щит со всеми элементами похож на поезд. За ним (тоннелепроходческим щитом, прим.) будут находиться технологические тележки, по которым будет передаваться разрабатываемый грунт в камеру, потом с одного конвейера на другой, и выдаваться уже на поверхность, — рассказал директор по внешним коммуникациям ГК «Моспроект-3» Роман Зелиб.
За управление ТПМК будет отвечать машинист, который находится в кабине внутри щита. По словам Романа Зелиба, локомотивная скорость ТПМК – 250 метров в месяц, однако она не будет такой постоянно. При этом комплекс будет работать круглосуточно – остановки предусмотрены только по техническим причинам. Щит пророет стандартные тоннели диаметром в 6 метров.
Работа трех щитов
Когда все составляющие привезут на стройплощадку, метростроевцы соберут ТПМК и запустят его в работу. По словам Романа Зелиба, комплекс начнет работать в 4 квартале 2023 года. Глубина, на которой проложат тоннель, будет варьироваться. Так, у станции «Сенной» ТПМК приступит к работе на уровне 11-12 метров, после чего щит начнет погружаться ниже. В районе ТЦ «Шоколад», где находится вентустановка, комплекс достигнет глубины 24 метров. После этого щит пойдет вверх и выйдет в районе площади Свободы.
Кроме этого, к станции «Сенной» подвезут еще один щит, который запустят следом за первым. Таким образом, два щита от площади «Сенной» пророют два тоннеля; каждый из них будет длиной примерно 1,5 км.
Также до конца этого года на стройплощадку у станции метро «Горьковская» прибудет один тоннелепроходческий щит.
— Он пройдет до монтажной камеры на площади Свободы, там его демонтируют, снова перебазируют на «Горьковскую», и щит пройдет второй тоннель снова от «Горьковской» до площади Свободы, — пояснил Роман Зелиб.
Длина каждого из этих тоннелей составит около 700 метров.
Готовность площадок
К слову, стройплощадка на «Сенной» почти готова к приему тоннелепроходческого щита – монтажная камера, откуда будет стартовать установка, завершена на 80%. Начальник участка ГК «Моспроект-3» Сергей Патрушев также отметил, что здесь завершилась установка ограждающих конструкций, рабочие смонтировали 390 тонн креплений котлована. Со стройплощадки вывезли 28 тысяч «кубов» земли.
— На сегодняшний день также завершена монолитная плита объемом 810 метров кубических в котловане, на данный момент она набирает прочность. На нее впоследствии будет монтироваться тоннелепроходческий щит, — отметил Сергей Патрушев.
На других площадках также ведется активная работа. Руководитель главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде (ГУММиД) Андрей Левдиков сообщил, что на улице Горького метростроевцы уже вынесли все инженерные сети и приступили к разработке котлована. Площадку скоро начнут готовить к работе тоннелепроходческого щита. На площади Свободы продолжается вынос инженерных коммуникаций – основной упор делается на выносе теплосетей, чтобы не сорвать начало отопительного сезона. Работы по строительству метро ведутся круглосуточно в независимости от времени года и погоды. Стоимость продления Автозаводской линии метро осталась неизменной – 35,5 млрд рублей.